Развитие и обучение персонала организации — система управления профессиональным развитием сотрудников

Программы развития и обучения персонала

Happy Job
08 декабря 2023

Некоторые работодатели считают, что нанять новых сотрудников проще, чем обучить уже имеющихся. Однако такая стратегия ошибочна. Новичку придется адаптироваться и вникать во все процессы. Кроме того, его уровень лояльности к компании близится к нулю. Поэтому растить кадры выгоднее, чем нанимать новые, а практический опыт всегда ценится выше, чем диплом.

В этой статье дадим несколько советов, как создавать эффективные программы обучения и развития сотрудников.

Содержание статьи:

Что дает обучение сотрудников компании

Повышение лояльности и вовлеченности

Индивидуальная программа обучения демонстрирует, что работодатель инвестирует в развитие и проявляет заботу о сотрудниках, что, в свою очередь, укрепляет их лояльность. Кто же не хочет оставаться в компании, которая о нем заботится? Кроме того, карьерный рост — один из факторов вовлеченности. Когда сотрудники улучшают свои навыки и получают новые знания, им становится интереснее и увлекательнее выполнять рабочие задачи.

Развитие лидерских качеств

Руководящие должности также не остаются в стороне от процесса обучения. Они получают новые инструменты и знания, которые помогают им эффективнее управлять командой и принимать решения. А еще вы можете растить лидеров из рядовых сотрудников, вместо того, чтобы брать готовых со стороны, поддерживая принцип преемственности и способствуя развитию талантов. Это позволяет сохранить корпоративную культуру и убедиться, что новые лидеры разделяют ценности и миссию компании. Это также экономически выгодно, поскольку обучение существующих сотрудников обходится дешевле, чем поиск и наем новичков.

Повышение эффективности

Обучение помогает повысить производительность и эффективность работы сотрудников. Они улучшают навыки и получают новые знания, что позволяет им выполнять задачи качественнее и быстрее.

Развитие и обучение персонала
Цели обучения
Развитие и обучение персонала
Цели обучения

Изучение новых технологий порождает инновации, которые, в свою очередь, позволяют улучшать продукты и услуги компании. Кроме того, обучение персонала помогает бизнесу адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.

Укрепление HR-бренда

Программы обучения являются важным элементом HR-бренда и EVP. Лучшие кадры стремятся работать в лучших местах. Идея проста — если компания вкладывается в обучение и развитие персонала, значит, она соответствует отраслевым стандартам и автоматически становится более привлекательной в глазах соискателей.

Согласованность

Все работники проходят одинаковые курсы и тренинги и остаются на одной волне. Новички также имеют доступ к программе обучения, расписанный алгоритм решения повседневных задач позволяет им быстрее влиться в коллектив, а также исключает моменты в стиле «Лебедь, рак и щука», поскольку у каждого автоматически вырисовывается определенный алгоритм действий.

Сплоченность

Обучение персонала может проводиться как в формате онлайн-курсов, так и в виде семинаров и тренингов, где участники общаются и вместе работают над решением задач.Такие мероприятия помогают укреплять связи между коллегами, повышать уровень доверия и уважения друг к другу, а также создавать более дружескую и продуктивную рабочую атмосферу. Кроме того, обучение помогает персоналу лучше понимать цели и задачи компании, что также способствует более эффективной коммуникации.

Что делает программу обучения эффективной

Хорошая программа обучения соответствует следующим критериям:

  1. Структурированность, отсутствие воды. Каждый модуль должен быть логически связан с другими, чтобы обеспечить постепенное освоение навыков. Еще один аспект — актуальность обучения в рамках определенных задач, которые выполняет сотрудник сейчас. Особенно это касается новичков, которые пришли в компанию с дипломом, но без как такового опыта работы. Обучение «на перспективу» лучше отложить до тех времен, когда человек освоит базу. Например, если 90% его работы сводится к написанию пресс-релизов, необходимо сначала отшлифовать это умение, а уже потом оттачивать навыки создания постов для соцсетей и статей под SEO-продвижение.

    Проведение обучения персонала
    Проведение обучения персонала
  2. Адаптивность. Программа должна быть гибкой и учитывать индивидуальные потребности людей. Поэтому необходимо сначала обеспечить системность. Проведите оценку персонала, например, по методу 360 градусов, выявите сильные стороны и зоны роста работников, а потом используйте эту информацию для создания индивидуальных планов развития.

    Важно также использовать несколько форматов: онлайн-курсы, лекции, групповые занятия или индивидуальное обучение и т. д. Это помогает сделать процесс более эффективным и увлекательным.

  3. Практика. Практические задания, игры-симуляторы или проекты на рабочем месте — полезные инструменты для демонстрации и закрепления усвоенной информации.

  4. Актуальность. Рынок и технологии постоянно меняются, поэтому программа обучения должна успевать обновляться вместе с ними. Также важно учитывать изменения в работе компании, чтобы обучение было максимально адаптировано к текущим потребностям и задачам.

    Мой багаж знаний
    Мой багаж знаний, кейсов и проектов
  5. Оценка и обратная связь. Они позволяют сотрудникам отслеживать свой прогресс, а также помогают руководству и HR вносить коррективы, улучшая программу обучения. Обратная связь также может быть полезна для мотивации и повышения самооценки персонала.

Создаем программу обучения и развития пошагово

1. Найдите пробелы в навыках

Как мы уже говорили, определение пробелов в навыках является ключевым моментом при разработке программ обучения и развития. Сотрудники — лучший источник информации в такой ситуации. Они знают о работе, процессах, процедурах и проблемах и могут предоставить ценную обратную связь. Поэтому, прежде чем сформулировать цели обучения, важно узнать мнение команды. Для этого проведите оценку по методу 360 градусов с помощью платформы FeedbackX.

Оценка 360° — это метод, при котором сотрудник получает оценку от своих коллег, руководителей, подчиненных и прочих участников рабочего процесса.

Платформа FeedbackX обладает множеством преимуществ.

Например, вас ждут готовые модели компетенций под разные уровни персонала («Универсальная», «Для руководителей», «Лидерский потенциал для сотрудников»).

Пример модели компетенций
Пример модели компетенций
Пример модели компетенций
Пример модели компетенций

Система «Хранитель тайн» скрывает Ф.И.О. работников и роли для того, чтобы люди не боялись высказываться.

Доступны различные форматы составления анкет: импорт из файла клиента, онлайн-форма для выбора сотрудниками оценивающих и/или оцениваемых либо комбинированный формат.

Поддержка 20+ видов шкал и анимации позволяет снизить когнитивную нагрузку и стимулирует пройти опрос до конца.

Можно оценивать коллег в любом порядке или выйти из опроса и продолжить позже

Оценка коллег FeedbackX

В платформу заложена компромиссная технология на основе «мягкой обратной связи»:

  • Сначала по результатам исследования показываются сильные стороны и «скрытые возможности» — то, что можно сейчас улучшить с минимальными усилиями человека и без малейших затрат от компании;

  • Во вторую очередь платформа демонстрирует компетенции с завышенной самооценкой и «зоны роста» с низкими оценками — то, что для развития требует усилий от сотрудника и инвестиций в обучающие мероприятия от компании.

Карта компетенций по результатам оценки 360°

Платформа подсвечивает сотруднику приоритеты для развития, после чего он может выбрать из набора универсальных или добавленных клиентом мероприятий и согласовать план развития с руководителем в личном кабинете.

Рекомендации платформы FeedbackX

Также предусмотрены встроенные экспертные рекомендации по развитию потенциала сотрудника при классическом формате HiPo.

платформа для опросов

Оцените навыки своих
сотрудников прямо сейчас

2. Выберите подходящие методы обучения

Метод обучения может оказать влияние на мотивацию и способность применять новые навыки. Поэтому важно выбирать методы обучения, которые будут стимулировать интерес, а также помогать им лучше усваивать информацию. Например, интерактивные тренинги, игровые симуляции, кейс-стади и обучающие видео могут быть более эффективными методами, чем традиционные лекции или чтение учебных материалов. Кроме того, важно учитывать индивидуальные потребности и предпочтения каждого сотрудника, чтобы обеспечить максимальную эффективность обучения.

Существует несколько популярных методов обучения персонала:

  • семинары и лекции;
  • вебинары и видеоуроки;
  • производственный инструктаж;
  • копирование;
  • коучинг, менторинг, наставничество;
  • ротация;
  • метод усложняющихся заданий;
  • кейсы;
  • деловые игры.

Каждый метод имеет свои плюсы и минусы, поэтому выбор следует основывать на конкретных потребностях организации и ее сотрудников. Подробнее о методах мы рассказали в этой в этой статье.

3. Измерьте результаты обучения персонала

Оценить эффективность проведенных мероприятий можно по нескольким критериям: увеличение выручки, повышение продаж, снижение процента брака и т.д. Также после каждого занятия необходимо убедиться, что у сотрудников есть время «переварить» полученную информацию. Попросите их задать вопросы и рассказать, какие действия они планируют реализовать в результате обучения. Такой подход гарантирует, что люди будут применять полученные знания на практике.

4. Сделайте обучение частью корпоративной культуры

Важно также вплетать обучение в корпоративную культуру, вовлекая в него все уровни организации — от линейного персонала до высшего руководства. Это позволит создать единую образовательную среду, где сотрудники будут постоянно улучшать свои навыки.

Когда прошел 4 курса
Когда прошел 4 курса и готов стать руководителем

Кроме того, обучение должно быть доступным и привлекательным. Важно также продумать систему мотивации за успешное прохождение обучения, например, предоставление сертификатов или возможности карьерного роста.

Резюме

Согласно исследованиям Happy Job, личностный и карьерный рост внутри компании — входит в топ основных драйверов удержания. Зачастую, это даже важнее размера компенсации. Таким образом, инвестиции в обучение являются важным элементом корпоративной стратегии. Известный тезис «Бизнес делают люди» сегодня может быть дополнен: «Бизнес делают компетентные люди».

Вам может понравиться

Внутренняя клиентоориентированность — главный элемент сильного внутреннего сервиса, который позволяет выпускать на рынок конкурентную продукцию. В статье мы поговорим о том, как научить сотрудников обслуживать своих коллег.
Performance management — мощный инструмент для устранения недостатков в системе управления персоналом. Разберемся подробнее, что собой представляет такая система и как ее создать.
Оценка 360 занимает одно из ведущих мест среди мировых инструментов развития персонала, предоставляя полное представление о сильных и слабых сторонах сотрудников. Рассказываем, как и когда проводить исследование и как правильно использовать его результаты.
Читать другие материалы >