Карьерный план сотрудника: топ-10 советов по построению от HR-специалиста

Как составить карьерный план для сотрудника

Happy Job
14 ноября 2023

Отсутствие карьерных перспектив — одна из причин, по которой сотрудники задумываются о смене места работы. Удержать ценного специалиста можно, предоставив ему поддержку в создании карьерного плана и стратегии развития. О том, как правильно это сделать и какие еще преимущества карьерный план дает компании, расскажем в статье.

Содержание статьи:

Что такое карьерный план

Карьерный план — это документ, который определяет карьерные цели и пути их достижения для конкретного сотрудника. Он включает в себя анализ текущих навыков и компетенций, определение желаемой должности, разработку программы обучения с учетом имеющихся ресурсов. Карьерный план помогает специалисту понять, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продвинуться по служебной лестнице.

Преимущества создания карьерного плана

Как уже было сказано выше, когда сотрудники видят возможности для своего развития и продвижения внутри компании, они склонны оставаться в организации надолго, что снижает текучесть кадров, а также экономит расходы на наем и обучение новичков. Какие еще преимущества дает помощь в разработке карьерного плана:

1. Укрепление HR-бренда

Искренний интерес руководства к индивидуальному развитию сотрудников формирует положительное впечатление о корпоративной культуре. Люди, видя, что их карьерные цели важны для руководства, становятся более мотивированными и преданными работе. Они чувствуют, что их ценят, дают возможность реализовать свой потенциал. Это способствует повышению уровня вовлеченности и лояльности.

2. Мотивация сотрудников

Когда сотрудники видят, что их усилия направлены на достижение конкретных целей, это стимулирует их мотивацию и амбиции. Они чувствуют себя более вовлеченными в работу, экспериментируют с подходами, предлагают нестандартные решения задач. Иными словами, они стремятся к лучшим результатам.

5 составляющих карьерного плана
5 составляющих карьерного плана

3. Развитие кадрового потенциала, формирование кадрового резерва

Карьерный план позволяет компании определить и развивать внутренние таланты, а также потенциал персонала. Это означает, что когда в каком-либо отделе освободится руководящая должность, компании не придется нанимать на нее человека со стороны. Вместо этого можно назначить на эту должность своего сотрудника, который уже знаком с бизнес-процессами и корпоративной культурой.

4. Повышение производительности

Когда сотрудник имеет ясное представление о своих целях и карьерных планах, он может лучше сфокусироваться на работе и более эффективно использовать время и ресурсы. Кроме того, карьерный план может помочь специалисту определить свои сильные, а также слабые стороны, что позволит ему развивать проблемные. В результате повышается производительность работы и достигаются лучшие результаты.

ТОП-10 советов по построению карьерного плана для сотрудника

Вот десять советов, которые помогут к руководителю составить карьерный план для сотрудника:

1. Установите открытую коммуникацию

Люди не должны бояться сказать вам, что они хотят повышения. Регулярно в рамках встреч one-on-one обсуждайте с командой карьерные цели, интересы, амбиции и ожидания. Таким образом, вы сможете лучше понять, какие задачи будут наиболее интересны для конкретного человека.

Головокружительный карьерный рост
Головокружительный карьерный рост
Головокружительный карьерный рост
Головокружительный карьерный рост

Кроме того, открытая коммуникация поможет укрепить отношения между вами и сотрудниками, что положительно скажется на эффективности работы.

2. Помните об индивидуальных особенностях людей

Каждый сотрудник уникален, поэтому при создании карьерного плана важно применять индивидуальный подход. Например, далеко не все хотят быть руководителями. Некоторые предпочитают развиваться «вглубь», а не «ввысь». Поэтому не навязывайте людям свое видение их роли в компании.

Горизонтальный и вертикальный карьерный рост
Горизонтальный и вертикальный карьерный рост
Горизонтальный и вертикальный карьерный рост

3. Идентифицируйте возможности роста

Определите, какие позиции и роли могут быть доступны для сотрудника, учитывая его квалификацию, интересы, а также потребности компании.

Важно, чтобы для каждой должности был зафиксирован конкретный набор компетенций, обязанностей, опыт, квалификация, количество реализованных проектов – как можно подробнее опишите идеального кандидата.

4. Оцените сильные и слабые стороны

Для создания карьерного плана важно учитывать текущие навыки и опыт каждого сотрудника. В этом помогут оценки производительности и обратная связь по методу 360 от коллег и руководителей.

Остановимся на методах оценки подробнее:

  • Тестирование – один из наиболее распространенных методов оценки персонала. Он позволяет оценить знания и навыки сотрудника в определенной области (чаще теоретических), а также его умение принимать стратегические решения. Тестирование может быть как письменным, так и устным;

  • Оценка 360 на онлайн-платформе FeedbackX – метод, который позволяет оценить сотрудника со всех сторон (коллеги, подчиненные, руководители). Все, что потребуется сделать — загрузить модель компетенций и настроить круг лиц, которые работают с оцениваемым. Далее людям предлагается оценить soft skills сотрудника по шкале — «Никогда» — «Всегда», подкрепляя свое мнение комментариями. Оценка абсолютно анонимна благодаря встроенному «Хранителю тайн», вычислить автора комментариев невозможно. Сразу после опроса, HR, руководители и сотрудники видят результаты в личном кабинете.

    Примеры вопросов FeedbackX, оценка 360
    Примеры вопросов FeedbackX, оценка 360
  • Ролевая игра (командная оценка) – сотрудники играют определенные роли, а оценщик наблюдает за их взаимодействием. Метод позволяет оценить навыки коммуникации, управления конфликтами, кто выбился в лидеры, кто принял важные решения и т.д.;

  • Решение бизнес-кейса – человеку выдается задача, в течение определенного времени он ищет решение и презентует результат оценщику;

  • Самопрезентация – метод позволяет оценить умение сотрудника выступать перед аудиторией и демонстрировать свои знания и навыки. Специалист составляет отчет-презентацию о своей работе за определенный период, включающий достижения и новые навыки.

платформа для опросов

Оцените навыки своих
сотрудников прямо сейчас

5. Установите конкретные и измеримые цели

На основе анализа сильных и слабых сторон определите, какие навыки необходимо прокачивать специалисту. Помогите ему поставить ясные и конкретные цели, а также озвучьте критерии эффективности.

Например, какие индикаторы можно оценивать:

  • Клиентоориентированность. Уважительно и конструктивно взаимодействует с коллегами и клиентами вне зависимости от их статуса;
  • Решение проблем. Находит способы для экологичного разрешения возникающих конфликтов или проблем с внешним клиентом или коллегами;
  • Проактивность. Может контролировать свои эмоции и вести себя адекватно в условиях давления клиента;
  • Ориентация на результат. Достигает результата даже в условиях ограниченных ресурсов. Может адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам;
  • Инициативность. Предлагает идеи по улучшению процессов и способствует их реализации;
  • Стремление. Показывает стремление добиваться улучшения работы, амбициозных результатов, как индивидуально, так и в команде.

5. Разработайте план действий

Теперь, когда у вас есть на руках данные и приоритеты развития, вы можете совместно сформировать план действий. Для каждого приоритета необходимо разработать комплекс мероприятий. Рекомендуйте программы обучения, тренинги и другие ресурсы, которые могут помочь сотруднику совершенствоваться в нужных областях.

6. Установите менторство или коучинг

Помогите сотруднику найти наставника или коуча. Это может быть кто-то из более опытных специалистов в компании или внешний консультант. Ментор или коуч поможет сотруднику глубже понять свои цели и задачи, а также разработать практические стратегии для их достижения.

7. Оказывайте поддержку

Помогайте человеку преодолевать трудности на пути к достижению его карьерных целей. Возможно, вы сможете предоставить дополнительные ресурсы, которые позволят специалисту преодолеть трудности. Например, если он чувствует, что не может справиться с нагрузкой, помогите ему распределить задачи и научиться эффективно планировать свое время.

Подъем по карьерной лестнице
Такой сложный подъем по карьерной лестнице
Подъем по карьерной лестнице
Такой сложный подъем по карьерной лестнице

8. Мотивируйте

Вдохновляйте сотрудника и поддерживайте его мотивацию, лучше вербально. Премии могут оказывать краткосрочный эффект. Подчеркните его достижения и напомните о значимости его целей. Регулярно признавайте усилия и успехи сотрудника.

9. Не забывайте про обратную связь

Обратная связь является важным инструментом для развития профессиональных навыков и улучшения качества работы. Поэтому, если вы заметили, что у сотрудника возникают проблемы, не стесняйтесь давать ему обратную связь, озвучивая конкретные рекомендации по улучшению ситуации. Важно делать это таким образом, чтобы сотрудник не чувствовал, что вы его критикуете, а воспринимал вашу обратную связь конструктивно.

10. Регулярно обновляйте карьерный план

Периодически обсуждайте и обновляйте карьерный план сотрудника, учитывая его прогресс и изменения в организации. Это позволит специалисту сохранять мотивацию и видеть ясную картину своих перспектив в компании.

Резюме

Одна из ключевых задач хорошего руководителя — помочь сотрудникам планировать их карьеру. Составление карьерного плана помогает специалисту развиваться и двигаться в направлении, соответствующем его амбициям и стремлениям. А руководителю — определить потенциальных лидеров и звезд, которые могут принести большую пользу компании в будущем. Это взаимовыгодный процесс, который способствует успеху как сотрудников, так и организации.

Вам может понравиться

Схожего компании ждут и от своих сотрудников. В 2019 году деловая социальная сеть LinkedIn исследовала запросы работодателей и страницы соискателей, чтобы выяснить, какие «мягкие навыки» востребованы. В пятёрке лидеров оказались умение выходить за рамки установленных в компании или профессии правил и отличаться гибкостью и любовью к...
Чтобы развиваться, каждый бизнес должен быть «на связи» со своими клиентами. Одна из площадок для сбора обратной связи от покупателей – соцмедиа. Поговорим о том, как наладить диалог с клиентами в социальных сетях.
Масштабный опрос сотрудников, отправленных на удалённую работу, показал – труд из дома даётся россиянам непросто. Мы выделили три главные проблемы, с которыми сталкиваются удалёнщики.
Читать другие материалы >