Как стать руководителем: топ-10 качеств эффективного руководителя

Как стать хорошим руководителем

Happy Job
07 декабря 2023

Хороший руководитель не просто раздает задачи подчиненным и следит за их выполнением. Он помогает сотрудникам понять ценность их работы, свой потенциал и важность достижения целей организации. В этом материале разберем, какие навыки позволят руководителю эффективно управлять командой.

Содержание статьи:

Прокачивайте лидерские навыки

Поддержка корпоративных ценностей

Когда лидер следует корпоративным ценностям, он вдохновляет команду своим примером и тем самым повышает вовлеченность сотрудников.

Ценности компании становятся для руководителя ориентиром во времена кризисов и изменений, помогают принимать решения в сложных ситуациях и создавать доверительную атмосферу в команде. Ориентируясь на них, начальник формирует команду единомышленников и закладывает основу для оценки производительности и соблюдения корпоративной культуры.

Мотивация сотрудников

Настоящий лидер всегда мотивирует подчиненных. Это может касаться как повышения морального духа команды, когда что-то идет не так, так и поддержки отдельных сотрудников в случаях, когда те сталкиваются с личными проблемами.

Роль руководителя не ограничивается созданием продуктивной среды. Он выстраивает культуру взаимопонимания, чтобы людям было комфортно работать и они продолжали стремиться улучшать свои результаты.

Чем можно мотивировать команду:

  • признавайте успехи и хвалите сотрудников;
  • предоставляйте возможности для карьерного роста;
  • обеспечьте достойный уровень зарплаты;
  • выплачивайте бонусы за выполнение KPI;
  • предлагайте нематериальные льготы (гибкий график, психологическая поддержка, программа наставничества и т.д.).

Делегирование

Эффективный руководитель умеет делегировать. Он показывает подчиненным, что верит в их способность выполнять поставленные задачи, дает им развиваться и осваивать новые навыки. Лидер не делегирует работу случайным образом: он оценивает потенциал команды и выбирает подходящих специалистов. Это значительно повышает общую продуктивность.

Как стать эффективным руководителем
Делегирование — основа основ
Как стать эффективным руководителем
Делегирование — основа основ

Эмпатия

Эмпатия помогает руководителю налаживать связи с сотрудниками, оценивать риски их выгорания, а также выстраивать долгосрочные отношения. Эмпатичные лидеры понимают эмоции членов команды и сопереживают им. Это позволяет эффективно общаться и решать проблемы на начальном уровне. В результате персонал больше доверяет начальнику, повышаются его вовлеченность и лояльность.

Представим, что сотрудник стал хуже работать, допускает много ошибок, нарушает дедлайны и периодически опаздывает. В этом случае у руководителя есть два пути:

  1. Сделать выговор и сказать, что если ситуация не исправится, то с сотрудником придется попрощаться.
  2. Назначить подчиненному встречу и наедине обсудить причины снижения качества работы.

Возможно, человек ухаживает за тяжелобольным родственником, или у него есть другие серьезные обстоятельства, которые негативно сказываются на продуктивности. Тогда руководитель может предоставить внеочередной отпуск или делегировать часть задач специалиста его коллегам. Такое чуткое отношение к подчиненным будет иметь положительный эффект на отношения с командой.

Принятие решений

Лидера отличает способность принимать не всегда простые решения. В то время как многие сосредотачиваются на последствиях своего выбора, гораздо важнее изучить предшествующий этому процесс.

Он состоит из нескольких этапов:

  1. Подробный анализ проблемы. Четкое понимание того, что нужно достигнуть, помогает сократить количество вариантов решений.

  2. Сбор фактов и данных, которые могут повлиять на результат: анализ текущей ситуации, рисков, доступных ресурсов и т.д.

  3. Анализ альтернатив. Каждая опция оценивается с точки зрения плюсов и минусов, возможных последствий.

  4. Оценка рисков. Руководитель старается продумать разные пути развития ситуации и их влияние на организацию.

    Как стать успешным руководителем
    Когда пытаешься все учесть и принять решение
  5. Принятие решения. Выбор оптимального варианта действий. Решение должно быть взвешенным, а также соответствовать целям компании.

  6. Реализация. Определение необходимых шагов, распределение ресурсов и запуск процессов.

  7. Отслеживание прогресса. После реализации решения руководитель следит за его выполнением, оценивает результаты. Если необходимо, корректирует планы и вносит изменения.

Кроме того, лидер должен быть готов брать ответственность за свои решения, как успешные, так и неудачные.

Работайте над коммуникацией

Эффективное общение — ключ к поддержанию дружеских отношений с коллективом, а также к успешному выполнению работы. Хороший руководитель знает это и сосредотачивается на выстраивании продуктивной коммуникации. Она охватывает все аспекты рабочих процессов от проведения результативных совещаний до предоставления обратной связи подчиненным.

Как сделать общение эффективным:

  • четко и понятно формулируйте мысли;
  • активно слушайте собеседника (задавайте вопросы, не перебивайте, поддерживайте зрительный контакт);
  • следите за невербальными сигналами (мимика, жесты, тон голоса);
  • будьте спокойны и вежливы;
  • проявляйте уважение к собеседнику.

Постановка целей

Будь то небольшие повседневные задачи или долгосрочный проект, у лидера есть четкое представление о том, чего он ожидает от каждого сотрудника, исходя из его способностей. Хороший руководитель конкретен в своих требованиях:

  • оформляет задачи подразделения в четкий план действий;
  • индивидуальные цели уточняет вместе с сотрудником на one-to-one встречах;
  • ставит дедлайны, к которым реально выполнить задачу;
  • пересматривает цели подразделения не реже раза в квартал;
  • регулярно оценивает прогресс.

Лидеры часто используют метод SMART: цели должны быть понятными, иметь четкие сроки исполнения, вписываться в глобальные стремления подразделения или компании, а их результат — измеряться в цифрах и быть достижимым. Когда персонал понимает цели, он будет более вовлеченным и инициативным.

Решение конфликтов

В любом коллективе неизбежны разногласия. Умение лидера находить компромиссы, учитывать разные точки зрения, искать конструктивные решения помогает ему поддерживать гармоничную рабочую атмосферу, повышать производительность и укреплять отношения в коллективе.

Как руководителю решать спорные ситуации:

  • сфокусируйтесь на проблеме, а не на человеке;
  • выслушайте все стороны конфликта;
  • поощряйте открытое общение;
  • используйте структурированный подход к решению проблем;
  • сохраняйте спокойствие и объективность.

Обратная связь

Нередко руководители избегают критики подчиненных из-за страха задеть их чувства или испортить рабочие отношения. Однако знание того, как эффективно получать и давать обратную связь, положительно влияет и на лидера, и на команду.

Раз в неделю — максимум две — проводите one-to-one встречи с сотрудниками для обсуждения текущих проектов, карьерных перспектив и т.д. Недостаточно будет сказать подчиненным, что они проделали хорошую работу — нужно отметить конкретные области, в которых они преуспели, а также те, над которыми еще надо поработать.

Похвала от руководителя мем
Помните не только о критике, но и о похвале

Что еще учесть, чтобы еженедельные встречи проходили с пользой:

  • составьте график встреч и заранее сообщите о нем сотрудникам;
  • начинайте с похвалы и только после этого переходите к обсуждению ошибок;
  • помните, что это диалог, и давайте высказываться подчиненному.

Помимо предоставления фидбэка команде, начальник должен быть открыт для мнений о собственной работе. Найдите надежного коллегу, который честно расскажет о ваших сильных и слабых сторонах, непредвзято выслушайте его мнение. Так вы сможете разработать личный план развития.

Постоянно предоставляя и получая обратную связь, вы и члены вашей команды поможете друг другу расти и укреплять рабочие отношения.

Развивайте команду

Если руководитель не обращает внимания на желание сотрудников расти внутри компании, они будут чаще задумываться о поиске нового работодателя, который предлагает карьерные перспективы.

Обсуждать возможности роста необходимо на one-to-one встречах. Объясните подчиненным два важных аспекта:

  1. Какие задачи у сотрудников на вышестоящих позициях и какие компетенции нужны для их выполнения.
  2. Какие достижения позволят специалисту претендовать на желаемую должность. Обычно бывает недостаточно одних только навыков, нужно также «выделиться» среди других кандидатов. Например, реализовать сложный проект, участвовать в профильных мероприятиях, получить звание эксперта и т.п.

Если в компании нет кадрового резерва, такие встречи подчиненного с руководителем становятся особенно важными.

Как стать хорошим руководителем
Хороший руководитель помогает сотрудникам расти внутри компании

Следите за бизнес-трендами

Постоянное обучение

Начальник, который остановился на достигнутом и не стремится к дальнейшему развитию, рискует применять в работе устаревшие знания и подходы. Отслеживание трендов позволяет лучше понимать, какие инструменты и методы можно использовать для оптимизации бизнес-процессов, улучшения продуктов, услуг, а также для привлечения и удержания клиентов.

Обучение и постоянное изучение новых направлений также делают лидера более гибким. Это помогает создавать в команде атмосферу открытости к новым идеям, стимулирует творческое мышление, а еще позволяет находить нестандартные решения проблем.

Как руководителю поддерживать актуальные знания:

  • проходить тренинги, вебинары, курсы;
  • читать тематическую бизнес-литературу;
  • участвовать в профессиональных конференциях, семинарах и форумах;
  • общаться с опытными коллегами и менторами;
  • анализировать свои успехи и неудачи, определять области развития.

Использование технологий

Повышение эффективности управления задачами, упрощение отчетности и  отслеживание прогресса — малая часть возможностей IT-решений для бизнеса. По этой причине руководители инвестируют в новые рабочие инструменты. Они первыми ищут технические решения, облегчающие жизнь команде и повышающие ее продуктивность.

Например, использование чат-ботов сократит время обработки стандартных запросов клиентов и даст сотрудникам сосредоточиться на более сложных вещах. Инструменты вроде Trello позволяют создавать и распределять задачи, устанавливать сроки, отслеживать прогресс проекта в режиме реального времени.

Оценивайте эффективность

Хороший ли вы руководитель? На этот вопрос поможет ответить платформа FeedbackX. Работа платформы строится на оценке 360°. Это метод, при котором руководитель получает оценку от коллег, подчиненных, вышестоящего начальства и прочих участников рабочего процесса.

Какие компетенции позволяет оценить FeedbackX:

  • Забота. Заботится о ментальном и физическом здоровье подчиненных, создает доверительную атмосферу;

  • Среда. Создает атмосферу, воодушевляющую на достижение амбициозных результатов;

  • Развитие команды. Занимается развитием команды. Делится опытом, дает полезные практические советы, выступает наставником;

  • Обратная связь. Подводит промежуточные итоги не реже 2 раз в месяц, предоставляет обратную связь по результатам работы.

В платформу Feedback X заложена компромиссная технология на основе «мягкой обратной связи». Сначала показываются сильные стороны и «скрытые возможности» — то, что можно сейчас улучшить с минимальными усилиями и без малейших затрат от компании. Во вторую очередь платформа демонстрирует компетенции с завышенной самооценкой и «зоны роста» с низкими оценками — то, что для развития требует усилий и инвестиций в обучающие мероприятия от компании.

Отчеты на платформе FeedbackX

По результатам исследования система предоставит подробный отчет и даст руководителю рекомендации по улучшению областей с низкими показателями.

платформа для опросов

Оцените навыки своих
сотрудников прямо сейчас

Резюме

Быть руководителем — значит ответственно относиться не только к работе, но и к команде. Хороший начальник знает и как организовать рабочие процессы, и как найти подход к каждому сотруднику. Собственным примером он мотивирует коллектив на постоянное развитие и следование ценностям компании, внимательно относится к подчиненным, а также заинтересован в их росте внутри организации.

Конечно, стать хорошим руководителем за один день не получится. Сначала придется приложить усилия — постоянно учиться, прокачивать hard и soft skills, применять знания на практике, анализировать промахи и достижения. Поэтому запаситесь терпением и совершенствуйтесь шаг за шагом.

Вам может понравиться

HiPo-сотрудники имеют высокий потенциал развития и показывают отличные результаты в работе. В этой статье расскажем о том, как выявить такие бриллианты, раскрыть их потенциал, а также поддерживать высокую мотивацию.
Расстроенный клиент – не приговор. Можно вернуть его расположение. Поговорим о том, как это сделать.
Давать обратную связь — прямая обязанность руководителя. Однако чаще всего этот процесс напоминает прогулку по минному полю: вы никогда не знаете, как человек отреагирует на ваши комментарии. Очень легко демотивировать или даже разозлить сотрудника всего одним-единственным необдуманным словом.
Читать другие материалы >