Основные причины и факторы возникновения стресса на рабочем месте

Факторы стресса на работе

Happy Job
25 января 2024

Стресс на рабочем месте — самый распространенный тип стресса. По результатам исследования Happy Inc., 44% сотрудников испытывают его ежедневно. И хотя влияние различных стрессоров на конкретного человека зависит от его эмоциональной устойчивости, есть триггеры, которые негативно действуют на большинство. В этой статье разбираемся, какие факторы вызывают стресс на работе и как можно их минимизировать.

Содержание статьи:

Влияние стресса на эффективность сотрудников

Кратковременный стресс может быть даже полезен: он активизирует все внутренние ресурсы человека и позволяет достигать результатов, которых сложно добиться в спокойном состоянии. Однако пребывание в постоянном напряжении пагубно влияет не только на здоровье, но и на эффективность:

  • снижается концентрация внимания;
  • ухудшается способность принимать решения;
  • увеличивается количество ошибок в работе;
  • портятся отношения с коллегами;
  • растет количество больничных и отгулов;
  • резко падает инициативность.

Хронический стресс на рабочем месте значительно снижает качество жизни и ведет к выгоранию. Вот как он проявляется на разных уровнях.

Физический:

  • высокая утомляемость;
  • головные боли;
  • бессонница;
  • проблемы с ЖКТ;
  • панические атаки.
Стадии стресса
Стадии стресса
Стадии стресса
Стадии стресса

Психологический:

  • депрессия;
  • беспокойство;
  • раздражительность;
  • пессимизм;
  • подавленность.

Поведенческий:

  • пропуски работы;
  • проявление агрессии;
  • потеря интереса к задачам;
  • абсентеизм.

Как оценить факторы стресса сотрудников

Для выявления факторов стресса воспользуйтесь коротким опросом на онлайн-платформе «Опроскин». Он полностью анонимный, поэтому сотрудники могут не бояться честно отвечать на вопросы.

Пульс-опрос на платформе «Опроскин» поможет выявить источники стресса на рабочем месте и степень их влияния на персонал, а также принять меры для их минимизации.

Пример вопроса для оценки факторов стресса на платформе «Опроскин»

В чем еще плюсы «Опроскина»:

  1. Готовый опросник с возможностью кастомизации под потребности компании — корректировки формулировок или добавления вопросов.
  2. Опросник геймифицирован — в нем есть иллюстрации и анимация, которые упрощают восприятие вопросов и снижают когнитивную нагрузку на респондентов.
  3. В анкете есть поле для ответов в свободной форме, где сотрудники могут анонимно или открыто поделиться, что могло бы помочь снизить стресс на рабочем месте.
  4. В платформу встроены мощные инструменты HR-аналитики — это позволяет сэкономить ресурсы на сбор и обработку данных.
  5. Прохождение пульс-опроса занимает меньше 5 минут.

Создайте свой опрос

любой периодичности и формата или выберите из лучших мировых шаблонов Happy Job

Получить демо
Создайте свой опрос

Основные факторы стресса на рабочем месте

Обычно к перенапряжению приводит не один фактор, а их совокупность. Например, у специалиста может быть комфортная нагрузка, но при этом постоянные конфликты с коллегами и неудовлетворенность отношениями с руководством. Разбираем самые частые причины стрессовых ситуаций на работе.

Большой объем задач и нарушение work-life balance

Часто из-за амбиций или страха разочаровать руководителя сотрудники берут на себя больше задач, чем могут выполнить в рабочие часы, а также никому не говорят, если не справляются и им нужна помощь. В некоторых компаниях переработки даже поощряются, а руководство пропагандирует максимальную продуктивность и личную эффективность. По этой причине специалисты вынуждены работать в том числе в выходные и праздники и не могут полноценно расслабиться.

Такая сильная загруженность и необходимость укладываться в короткие сроки вызывают у человека чувство постоянной тревоги. К нему могут прибавиться неудовлетворенность собой, своими способностями и ощущение, что он не оправдывает ожиданий начальства и коллег.

Причины стресса на работе
Когда за 5 минут до конца рабочего дня прислали срочную задачу

Как снизить стресс

Снизить напряжение из-за большого объема работы можно с помощью комплексного подхода и пересмотра стратегии управления рабочей нагрузкой персонала:

  • определите приоритетность каждой задачи;
  • устанавливайте реалистичные дедлайны;
  • не допускайте переработок;
  • если рабочие дела вынуждают задержаться, лично попросите об этом сотрудника;
  • обязательно компенсируйте сверхурочную работу — это могут материальные или нематериальные бонусы;
  • личным примером поощряйте сотрудников делать перерывы;
  • запретите звонки по рабочим вопросам в выходные.

Недостаток обратной связи и признания от руководства

Отсутствие какого-либо фидбэка со стороны руководства негативно влияет на мотивацию, самооценку и общее благополучие сотрудника. Он начинает сомневаться в заинтересованности начальства в его работе, а уровень его лояльности (mNPS) падает. Кроме того, человек не понимает, правильно он выполняет задачи или нет, и в результате не может внести корректировки, которые могли бы оптимизировать его деятельность.

Еще один стрессор — отсутствие признания. Если сотрудник не видит никакой реакции на свои достижения в работе, это демотивирует его продолжать работать с тем же усердием.

Факторы стресса на работе
Когда немного приукрасил резюме

Как снизить стресс

Чтобы персонал не додумывал причины, по которым не получает обратной связи от руководства, возьмите за правило регулярно предоставлять ему фидбэк:

  • еженедельно проводите one-on-one встречи с подчиненными для обсуждения текущих задач, прогресса, а также составления карьерных треков;
  • обратная связь должна быть конкретной и опираться на факты;
  • обязательно сначала хвалите сотрудников, затем переходите к разбору потенциальных ошибок;
  • обоснованно признавайте заслуги специалиста перед всей командой.

Изменения в компании

Любые изменения в компании всегда связаны со стрессом. Люди переживают о том, смогут ли они сохранить работу и уровень дохода, сменится ли руководство, будут ли уходить коллеги и прочем. В условиях неопределенности и угрозы стабильности, сотрудники могут даже не замечать стресса, поскольку переключаются на режим «выживания».

Как снизить стресс

Сделайте процесс внедрения изменений максимально прозрачным:

  • информируйте персонал обо всем, что происходит в компании, с помощью внутренних каналов коммуникации;
  • привлекайте команду к планированию сложных проектов;
  • ежемесячно проводите встречи для обсуждения промежуточных итогов;
  • будьте открыты: честно отвечайте на вопросы сотрудников.

Непонимание своей роли

Неопределенность в отношении должностных обязанностей может значительно повышать уровень стресса. Когда сотрудник не понимает цели работы, не знает, на что направлять усилия, и не видит связи между своей деятельностью и достижением успеха, его мотивация падает, а эмоциональное напряжение растет.

Как снизить стресс

Позаботьтесь о том, чтобы персонал понимал, что от него требуется и для чего это надо:

  • устанавливайте понятные ожидания;
  • четко формулируйте задачи;
  • обсуждайте индивидуальные цели на встречах one-on-one;
  • разбирайте причины, которые мешают реализации целей;
  • пересматривайте приоритеты не реже раза в квартал.

Конфликты в коллективе

Рабочие конфликты не редкость, с ними сталкивается практически каждый человек. Компании отбирают сотрудников не по характеру, а по опыту и профессиональным навыкам, поэтому неудивительно, что в команде могут происходить трения и разногласия.

Но одно дело, когда удается быстро достичь компромисса и решить спор, и совсем другое, когда конфликт надолго затягивается и переходит в открытую вражду. В такой напряженной обстановке сотрудники постоянно испытывают стресс, причем он может распространиться не только на непосредственных участников конфликта, но и на окружающих.

Как снизить стресс

Для сохранения гармоничной рабочей среды HR и руководитель должны уметь находить компромиссы и создавать дружескую атмосферу:

  • проводите мероприятия для сплочения коллектива;
  • поощряйте доверие и открытость;
  • четко формулируйте полномочия и обязанности сотрудников;
  • мотивируйте опытных коллег помогать новичкам.
Источники стресса на работе
Конфликты с коллегами — одна из главных причин стресса

Токсичная корпоративная культура

В компаниях с токсичной культурой персонал находится в постоянном напряжении из-за высокой конкуренции и отсутствия взаимопомощи. Сотрудники предпочитают не предлагать идеи и не высказывают мнения, поскольку боятся критики со стороны руководства и коллег. Начальство, в свою очередь, не сообщает о решениях, которые могут повлиять на команду, не проявляет эмпатию, а в некоторых случаях может относиться к персоналу агрессивно. Ежедневные переработки в таких организациях — норма. Все перечисленное приводит к быстрому выгоранию сотрудников и высокой текучести кадров.

Как снизить стресс

Изменить токсичную культуру сложно, но реально. Вот несколько советов для изменения ситуации в лучшую сторону:

  • попытайтесь определить источник токсичного поведения — конкретных сотрудников, целый отдел или общую атмосферу;
  • постарайтесь выяснить, чем вызваны подобные действия;
  • измерьте уровень психологической безопасности;
  • подумайте, можно ли исправить поведение токсичных сотрудников или эффективнее будет их уволить;
  • напомните персоналу о ценностях компании;
  • разработайте меры для предотвращения токсичного поведения и следуйте им.

Резюме

Большую часть времени люди проводят на работе, поэтому задача руководства — заботиться о комфортной атмосфере и стараться снизить влияние различных стрессоров. Для выявления триггеров необходимо регулярно собирать обратную связь от персонала, а затем на основе полученных данных разрабатывать меры по их сокращению.

Когда члены команды не находятся под постоянным давлением, они работают более продуктивно и качественно, а это, в свою очередь, оказывает положительный эффект на всю компанию.

Вам может понравиться

ДМС – добровольное медицинское страхование. Оно обеспечивает доступ к лучшей медпомощи. Оформите ДМС для сотрудников, улучшите их здоровье и мотивацию.
Схожего компании ждут и от своих сотрудников. В 2019 году деловая социальная сеть LinkedIn исследовала запросы работодателей и страницы соискателей, чтобы выяснить, какие «мягкие навыки» востребованы. В пятёрке лидеров оказались умение выходить за рамки установленных в компании или профессии правил и отличаться гибкостью и любовью к...
Конфликты на работе – обычное дело. Однако когда конфликтуют сотрудники из разных подразделений, компания несёт убытки. Поговорим о том, как с этим бороться.
Читать другие материалы >