Удержание ценных сотрудников и повышение их морального духа и мотивации

Как удержать ценных сотрудников в компании и повысить их моральный дух

Happy Job
17 января 2024

Высокая текучесть кадров влияет на долгосрочный успех, рост и прибыль компании, а также говорит об организационных проблемах. Но как понять, из-за чего специалисты предпочитают менять место работы, и как их можно удержать?

В этой статье собрали стратегии удержания ценных сотрудников и поднятия их морального духа.

Содержание статьи:

Что такое удержание сотрудников

Удержание сотрудников — это способность компании предотвращать текучесть кадров. Это касается и тех специалистов, которые уходят по собственному желанию, и тех, кого приходится увольнять.

Стратегия удержания включает меры, направленные на поддержание или повышение вовлеченности персонала, а также привлечение новых сотрудников. И хотя определенный процент текучести неизбежен в любой организации, а приемлемые показатели отличаются в зависимости от сферы ее деятельности, стратегия удержания поможет снизить текучку и расходы на наем и обучение новых членов команды.

Как удержать сотрудника
Когда нашел компанию с соцпакетом получше

Почему сотрудники уходят из компании

Первый шаг на пути к удержанию персонала — понимание причин, по которым он покидает организацию. Чаще всего это происходит из-за неудовлетворенности:

  • заработной платой;
  • условиями труда;
  • отношениями с коллективом и руководством;
  • карьерными перспективами и возможностями для развития;
  • балансом работы и личной жизни.

Какие из этих причин оказываются решающими в вашей компании, проще всего узнать с помощью короткого пульс-опроса персонала на онлайн-платформе «Опроскин». Такой формат исследования можно проводить несколько раз в год: он занимает мало времени и формирует у сотрудников привычку без опасений давать честную обратную связь.

Пульс-опрос на платформе «‎Опроскин» поможет выявить:

  • какие факторы влияют на текучесть кадров;
  • возможные причины увольнения;
  • какие процессы в организации требуют улучшения;
  • уровень эффективности руководителей.
Примеры вопросов для удержания персонала на платформе «Опроскин»

В чем еще плюсы «Опроскин»:

  1. Готовая анкета, которую можно кастомизировать в соответствии с потребностями компании — корректировать формулировки или добавлять вопросы.
  2. Опросник геймифицирован — в нем есть иллюстрации и анимация, которые упрощают восприятие вопросов и снижают когнитивную нагрузку на респондентов.
  3. В анкете есть поле для ответов в свободной форме, где сотрудники могут анонимно или открыто поделиться, что могло бы помочь им чувствовать себя комфортно на рабочем месте.
  4. В платформу встроены мощные инструменты HR-аналитики — вам не придется вручную обрабатывать полученные данные.
  5. Прохождение пульс-опроса занимает не больше 5 минут.

Создайте свой опрос

любой периодичности и формата или выберите из лучших мировых шаблонов Happy Job

Получить демо
Создайте свой опрос

Методы удержания сотрудников

Есть разные способы удержания персонала: одних сотрудников оставаться в компании мотивируют квартальные премии, других — бесплатные обеды в офисе. Мы собрали самые популярные и универсальные, которые применимы в любой организации.

Предлагайте конкурентную зарплату, бонусы и льготы

Справедливая зарплата

Деньги — самый популярный способ мотивации. Создание и поддержание справедливой системы оплаты труда — один из ключевых компонентов успешной стратегии удержания персонала. Регулярно проводите анализ рынка и оценивайте конкурентоспособность предлагаемой зарплаты.

Бонусы и премии

Еще один пример материальной мотивации — введение системы бонусов и премий. Это могут быть ежеквартальные премии, доплаты за выполнение KPI, а также индивидуальные бонусы за особые успехи. Здесь важно обеспечить прозрачность критериев получения выплат, чтобы у всех сотрудников были равные и справедливые условия вознаграждения.

Нематериальная мотивация

К сожалению, увеличение зарплаты дает лишь временный эффект. А вот забота о сотрудниках стимулирует их надолго оставаться в компании. По этой причине советуем сфокусироваться на нематериальных льготах. К ним относятся:

  • гибкий график работы;
  • выбор начала и конца рабочего дня;
  • возможность работать удаленно;
  • дополнительные выходные дни;
  • и прочее.

Кроме этого, многим сотрудникам важны такие составляющие соцпакета, как ДМС, программы корпоративного благополучия, компенсация питания, фитнеса и т.д.

Удержание персонала
Что влияет на текучесть персонала
Удержание персонала
Что влияет на текучесть персонала

Предоставьте возможности для обучения и карьерного роста в компании

Регулярно проводите one-on-one встречи с подчиненными, чтобы понять, в какой области они хотят развиваться, и совместно составить их карьерные треки. Инвестируйте в обучение специалистов — когда сотрудники видят, что работодатель заинтересован в их развитии, то становятся более лояльными и реже задумываются о смене работы. Возможности для роста внутри организации не только дают людям почувствовать поддержку со стороны руководства и свою ценность, но и позволяют им постоянно совершенствовать навыки, продвигаться по карьерной лестнице, а также сохранять конкурентные преимущества.

Если в компании не предусмотрена программа внутреннего обучения, поощряйте самообразование членов команды. Например, предоставьте финансовую поддержку для участия в сторонних тренингах, конференциях, а также проектах, которые напрямую не связаны с должностью, но способствуют личному и профессиональному росту. Вложение средств в обучение персонала важно при формировании кадрового резерва — специалистов, которые нацелены на долгосрочное сотрудничество с организацией.

Развивайте компетенции руководителей

Часто сотрудники уходят не из компании, а от руководителя. Сложности в коммуникации, непонятные ожидания, размытые формулировки задач, постоянная критика или отсутствие какой-либо обратной связи — все это негативно сказывается на удовлетворенности работой и вынуждает человека искать другого работодателя.

Руководители должны постоянно развивать компетенции, проходить соответствующее обучение, уметь налаживать отношения с подчиненными, проявлять эмпатию и регулярно предоставлять обратную связь. Специалист с высокой лояльностью к начальнику (mNPS) с меньшей вероятностью покинет должность, даже если его не будут устраивать другие рабочие аспекты.

Позаботьтесь о соблюдении work-life balance

Еще одна причина, по которой специалисты уходят из компании, — работа отнимает все время и негативно сказывается на здоровье и личной жизни. В этом случае предложите сотрудникам гибкий или удаленный формат занятости, чтобы у них оставались ресурсы на нерабочие дела. Период пандемии показал, что необязательно все время присутствовать в офисе для эффективного выполнения задач. Многим людям настолько понравилось работать удаленно, что, согласно исследованиям, 64% готовы отказаться от прибавки к зарплате, если им не придется выходить в офис.

Как удержать сотрудников в компании
Большинство сотрудников хотели бы работать удаленно

Однако не все компании могут предоставить специалистам возможность постоянно работать вне офиса. Чем еще можно их мотивировать:

  • удаленная работа хотя бы 1-2 дня в неделю;
  • регулярный анализ рабочей нагрузки;
  • фокус на продуктивности, а не отработанных часах;
  • компенсация проезда до места работы;
  • оплата фитнеса, консультаций с психологом, ДМС и т.д.

Признавайте заслуги и поддерживайте моральный дух персонала

Компенсации — это хорошо, но они не заменяют признание заслуг. Люди, которые очень редко или никогда не получают похвалу за достижения, могут чувствовать себя неудовлетворенными и разочарованными. Им кажется, что работа бессмысленная, все усилия бесполезные и их никто не замечает. Неудивительно, что у них снижается мотивация и пропадает желание дальше работать в такой компании.

Обоснованная и своевременная похвала — вот что может поднять моральный дух членов команды. Проговаривайте, за что конкретно вы хвалите сотрудника:

Как не надо: «Мария, вы большая молодец».

Как надо: «Мария, вы подготовили отличную презентацию по итогам продаж за квартал и успешно представили ее топ-менеджменту. Я доволен тем, какой подробный анализ вы провели».

Признавайте заслуги подчиненных не только в личной беседе, а перед всей командой — на общих собраниях, в корпоративных рассылках, соцсетях и других каналах внутренней коммуникации.

Удержание персонала в организации
Не забывайте хвалить сотрудников

Создайте комфортную обстановку на рабочем месте

Вы можете предлагать персоналу хорошую зарплату и карьерный рост, однако мало кому понравится работать в помещении, требующем ремонта, с поломанной мебелью и устаревшей техникой. Обратите внимание на то, что чаще всего просят сотрудники и чем они пользуются. Например, организуйте небольшую зону отдыха, купите кофемашину или хороший чайник, замените сломанные стулья, добавьте живые растения — даже такие мелочи помогут людям чувствовать себя более комфортно.

Резюме

Прежде чем внедрять различные меры для удержания персонала, необходимо узнать, что конкретно служит основными причинами его ухода. Для этого нужно регулярно проводить пульс-опросы и собирать обратную связь от команды.

Для поднятия морального духа коллектива следите за условиями, которые вы предлагаете: размер оплаты труда, возможности для развития и карьерного роста, соблюдение work-life balance, уровень компетентности руководителей, обстановка на рабочем месте и признание заслуг.

Вам может понравиться

В статье мы разобрали пять способов для оценки внутренней клиентоориентированности, а также составили чек-ап для быстрой проверки уровня обслуживания внутренних клиентов.
Оценка 360 занимает одно из ведущих мест среди мировых инструментов развития персонала, предоставляя полное представление о сильных и слабых сторонах сотрудников. Рассказываем, как и когда проводить исследование и как правильно использовать его результаты.
Опросное исследование не получится, если респонденты не понимают, что у них спрашивают. В этой статье мы разберёмся, как правильно формулировать вопросы и ответы и с помощью каких инструментов можно наилучшим образом раскрыть их смысл.
Читать другие материалы >