В маркетинге есть непреложная истина: привлечь нового клиента значительно дороже, чем вернуть старого. Поэтому целесообразнее направить силы на диалог с расстроенным покупателем, чем дать ему уйти к конкурентам. К тому же терять клиентов в кризис – непозволительная роскошь.
Собирать обратную связь от покупателей и работать с ней можно разными способами. В этой статье мы поговорим о том, как это делать в социальных сетях.
Коммуникацию с брендом в социальных сетях клиенты ведут по двум сценариям:
Поэтому есть ряд правил для общения с клиентами в соцсетях. Например, на публичное обращение, комментарием или постом на «стене», отвечать публично, на личное сообщение – личным сообщением.
Если пользователь благодарит – нужно благодарить в ответ. На претензию требуется отвечать извинением и решением проблемы, если это возможно. Иногда, чтобы превратить клиента из «критика» в «промоутера» (выражаясь терминологией оценки потребительской лояльности или NPS), нужно просто по-человечески посочувствовать: «Нам очень жаль, что курьер опоздал к началу праздника. Мы прекрасно понимаем, как вы были расстроены этим».
Клиент будет ждать мгновенного ответа на свою претензию в социальных сетях
Законом компаниям даётся десять суток на рассмотрение претензии от клиента. Для соцсетей – это слишком долго. Пользователи будут ждать мгновенного ответа, максимум – в течение часа. Это нужно учитывать при построении коммуникаций с подписчиками или посетителями ваших групп и сообществ.
Не каждую проблему можно решить за такой короткий срок, но это и не требуется. Менеджер по работе с клиентами должен извиниться, и собрать всю необходимую для дальнейшего разбора ситуации информацию – номер договора, личные данные клиента и другое. Разумеется, персональные данные необходимо запрашивать в сообщениях и не «светить» их на весь интернет.
Не обязательно ждать, когда покупатель сам напишет сообщение или пост в социальных сетях с отзывом. Есть несколько приёмов, чтобы подтолкнуть клиента к оставлению обратной связи.
Первый вариант – запустить в группе или сообществе компании опрос. Сделать это можно по-разному. Например, опубликовать пост с таким содержанием:
«Любимые наши клиенты, каждый день мы стараемся становиться лучше для вас. Но нам нужна ваша помощь. Напишите в комментариях под этим постом, что вас не устраивает в нашем сервисе или продукте и как бы вы это исправили».
Плюс такого подхода – можно узнать мнения ваших непосредственных покупателей. Вполне возможно, среди сотни ответов будет десяток с действительно важными и полезными предложениями. Минус подобного формата опроса – формулировать мнение таким образом сложно и долго для человека, листающего от скуки ленту в социальной сети, поэтому процент ответивших будет небольшим.
Другой формат – опрос с готовыми вариантами ответов. Например, такой:
«Что на нашем сайте вызывает у вас наибольшее затруднение?
Плюс такого опроса – лёгкость его прохождения. Пользователю потребуется пара секунд, чтобы кликнуть на подходящий ответ. Минус – на выходе вы получите «сухую» статистику по процессам, которые кажутся клиентам наиболее сложными или долгими. Скорее всего, вы и так знаете, какие трудности могут возникать у пользователей вашего сайта.
Важно, чтобы у таких вопросов был ответ «Свой вариант» с возможностью написать что-то «от себя». Во-первых, респонденту не понравится выбирать из ответов, которые не отражают его пользовательский опыт. Во-вторых, есть возможность получить таким образом действительно ценную информацию от клиентов.
Узнать, как правильно составлять опросы, можно из нашей статьи «Как сделать опрос максимально понятным для респондентов. 4 совета».
Ещё один проверенный способ мотивировать клиентов на оставление обратной связи – предложить что-то в обмен на мнение. Выглядеть такой пост может следующим образом:
«Дорогие подписчики, мы ценим честность наших клиентов и готовы за неё вознаграждать. Напишите в нашей группе пост о том, что вам нравится в нашем магазине, а что вы бы улучшили. Каждому, кто оставит свой отзыв, мы подарим промокод со скидкой на следующую покупку».
Важное правило коммуникаций с клиентами в соцсетях – общение должно происходить в режиме реального времени. Покупатель написал пост или сообщение – в течение часа получил ответ от специалиста поддержки. Обеспечить такую скорость реакции можно одним способом – нанять на эту задачу отдельного сотрудника.
Такой специалист должен уметь работать с «проблемными» покупателями: внимательно слушать, уметь успокоить, быть дружелюбным. Клиенты, пришедшие на страницу компании с проблемой, могут грубить, реагировать слишком эмоционально на ответы представителя бренда. От того, как специалист поддержки поведёт себя в переписке, зависит, останется ли клиент с компанией или уйдёт к конкурентам.
На рынке сегодня представлено много сервисов для работы с обратной связью. Например, решение Happy Client позволяет выяснить степень лояльность потребителей, их удовлетворённость сервисом и продуктом компании, а также количество усилий, которые прикладываются клиентом, чтобы заказать товар или воспользоваться услугой компании.