Как сплотить команду: инструкция для руководителя
Запросить демо

Организация работы в коллективе: как сплотить команду

Happy Job
31 июля 2024

Команда, где отсутствуют конфликты, каждый заинтересован в достижении общей цели и готов прийти коллегам на помощь, — мечта руководителя. Однако хорошие рабочие отношения, как и любые другие, не формируются в одночасье — требуется время на то, чтобы наладить контакт и укрепить доверие. В этой статье разбираемся, как руководитель может поспособствовать сплочению команды.

Содержание статьи:

В чем залог слаженной работы команды

Что характеризует сплоченную команду и указывает на то, что она добьется значительных успехов? Собрали несколько «зеленых флагов» рабочих отношений:

  • конфликты отсутствуют или быстро решаются;
  • принято радоваться успехам коллег;
  • у каждого специалиста четко определена зона ответственности;
  • команда проводит время вместе не только на работе;
  • новички быстро вливаются в коллектив;
  • никто не ущемляет чужие права;
  • коллеги всегда готовы помочь друг другу;
  • люди честно высказывают мнение и не боятся критики.
Организация работы коллектива
Что нужно для слаженной работы команды
Организация работы коллектива
Что нужно для слаженной работы команды

Если вы узнали в этом описании свою команду, можете гордиться — с такими коллегами вам и море по колено. А если все это звучит как что-то за гранью реальности — продолжайте читать статью.

платформа для опросов

Оцените качество внутреннего
сервиса в компании

Как сформировать сплоченную команду

Ставьте четкие цели и задачи

Одно из ключевых условий эффективной работы команды — наличие общей цели как минимум на ближайший год. Если сотрудники не понимают, для чего они работают, вряд ли их уровень вовлеченности и энтузиазма будет высоким.

Сначала руководителю необходимо обозначить цель подразделения, а затем раздробить ее на индивидуальные цели для каждого специалиста. Благодаря этому сотрудники смогут оценить вклад всех членов команды в общее дело, делиться друг с другом опытом и знаниями, а также использовать наработки коллег в своей деятельности. Кроме того, правильная постановка целей помогает заинтересовать подчиненных в качественном выполнении работы и повысить их вовлеченность.

Сплоченная работа коллектива
Сотрудник, который не понимает смысла работы

Как ставить цели подчиненным:

  • проведите встречу 1-on-1 для определения сильных сторон специалиста;
  • совместно с сотрудником установите индивидуальные цели с учетом его опыта, экспертизы и планов на дальнейшее развитие;
  • разработайте план реализации целей и установите дедлайны;
  • контролируйте выполнение задач так же в рамках 1-on-1 встреч и при необходимости предлагайте свою помощь.

Автоматизируйте процессы

Часто причиной конфликтов становятся забытые задачи или несоблюдение рабочих договоренностей. Чтобы не тратить время на выяснения, на каком этапе что-то пошло не так, внедрите таск-трекеры: в них сотрудники смогут ставить задачи коллегам, следить за процессом их выполнения, вносить комментарии, а вы — контролировать сроки готовности. Членам команды не придется собирать важную информацию по кусочкам из чатов и почты — она будет храниться в одном месте.

Поощряйте командную работу

Бывает, что в коллективе есть «звезды», стремящиеся присвоить все лавры себе. Их не интересует совместная работа и обмен опытом, ведь они сами знают, что и как нужно делать. Такое поведение отрицательно влияет на командную динамику — коллеги могут ощущать моральное давление, испытывать зависть или вступать в негласную гонку за первенство. Напомните «звездным» сотрудникам, что в команде нет «я», а кооперация с коллегами пойдет всем только на пользу.

Признавайте заслуги команды

К сожалению, во многих компаниях распространена ситуация, когда руководитель дает команде только негативную обратную связь, а успехи игнорирует или воспринимает как само собой разумеющееся. Но никому не нравится получать одну только критику. Из-за этого падает мотивация специалистов, и растет текучесть.

Результат работы коллектива
Руководитель вспомнил, что надо похвалить сотрудника

Развивайте культуру признания в команде, обращайте внимание даже на незначительные достижения подчиненных и помните об основных характеристиках правильной похвалы. Она должна быть:

  • регулярной;
  • своевременной;
  • искренней;
  • обоснованной;
  • учитывать профессиональные качества человека.

Еще можно разместить на видном месте «Доску благодарности», на которой любой желающий будет иметь возможность поблагодарить коллег и сказать им спасибо. Это не только поднимет настроение сотрудникам, но и поможет команде стать ближе.

Сформируйте культуру доверия и открытости

Часто причиной неэффективного взаимодействия в команде становятся проблемы с доверием — люди не могут прямо сказать о трудностях, не делятся чувствами, оставляют конфликты нерешенными. Все это отрицательно сказывается на атмосфере в коллективе и общей продуктивности.

Наладить коммуникацию можно, обеспечив безопасную среду для высказываний. Важно, чтобы у людей не было страха осуждения со стороны коллег и руководства, они помогали друг другу, давали конструктивную обратную связь, делились опытом и общались со всеми на равных.

Процесс работы коллектива
Доверие — краеугольный камень хороших рабочих отношений

Как добиться доверия сотрудников:

  • обеспечьте конфиденциальность информации;
  • не наказывайте сотрудников за их мнение, а если хотите дать негативную обратную связь, то будьте конструктивны;
  • проводите анонимные опросы персонала, чтобы узнать его честное мнение;
  • признавайте свои ошибки и не перекладывайте ответственность на подчиненных;
  • совместно с командой обсуждайте варианты решения проблем;
  • организуйте тренинги по эффективной коммуникации.

Проводите корпоративные мероприятия

Наладить отношения и найти точки соприкосновения членам команды помогут регулярные корпоративные мероприятия: тимбилдинги, спортивные челленджи, пикники, мастер-классы, офисные вечеринки и прочее. Общение в неформальной обстановке позволит сотрудникам взглянуть на коллег под другим углом, более свободно делиться мнением и укрепить чувство принадлежности к коллективу.

Создайте комьюнити по интересам

Предложите команде сформировать сообщества по интересам: например, клуб любителей бега, автомобилей, здорового питания и чего угодно еще на выбор сотрудников. Такие комьюнити помогают людям найти единомышленников, а также формируют дружескую атмосферу на рабочем месте.

Еще одна полезная во всех смыслах инициатива — участие в волонтерских акциях (помощь приютам для животных, домам престарелых, местным сообществам, экологические выезды и т.д.). Волонтерство способствует развитию важных для командной работы навыков и качеств: организации мероприятий, управления проектами, общения, эмпатии и т.д.

Как оценить качество взаимодействия в команде

Компания будет предоставлять качественный сервис внешним клиентам только при условии отлаженных бизнес-процессов и удовлетворенности внутренних клиентов — сотрудников. Оценить качество взаимодействия в команде вы сможете на онлайн-платформе Happy Service с помощью трех метрик:

  1. Готовность помочь — скорость реакции на обращение, доброжелательность, уважение и внимание к потребностям клиента.
  2. Время процесса — соблюдение сроков исполнения задачи.
  3. Качество результата — соответствие результата техническому заданию, стандартам процесса и ожиданиям клиента.

На платформе предусмотрено специальное поле для комментариев, в котором сотрудники могут анонимно сообщить, что их не устраивает в работе коллег и какие аспекты рабочих взаимоотношений требуют внимания.

Оценка качества взаимодействия в команде на платформе Happy Service

После окончания исследования руководитель и HR в личном кабинете видят средний балл каждого подразделения, обезличенные комментарии сотрудников и тепловую карту с результатами всей компании. Там же доступны рекомендации экспертов по улучшению каждого критерия. Все это — основа для разработки плана внедрения изменений и повышения качества внутреннего и внешнего сервисов.

Резюме

Чтобы сформировать дружную команду и помочь коллегам наладить отношения друг с другом, руководителю необходимо ставить четкие цели, поощрять обмен опытом, хвалить подчиненных, развивать культуру доверия, организовывать корпоративные мероприятия, а также проводить анонимные опросы для выявления проблемных зон. Такие меры позволят улучшить динамику в команде, а значит, и качество внешнего сервиса.

Вам может понравиться

В статье мы разберёмся, как сформировать в компании кадровый резерв и каким образом в этом может помочь оценка «360 градусов».
Happy Service первым из продуктов полностью перешел на новейшую платформу Happy App v3. В этой статье мы расскажем, какие технологии, принципы и стандарты лежат в основе наших продуктов.
GAP-анализ в оценке 360 используется для выявления расхождений между тем, как оцениваемый сотрудник видит свои навыки и реальными оценками, полученными от других лиц. В статье расскажем, как использовать этот инструмент на примере платформы FeedbackX.
Читать другие материалы >