Команда, где отсутствуют конфликты, каждый заинтересован в достижении общей цели и готов прийти коллегам на помощь, — мечта руководителя. Однако хорошие рабочие отношения, как и любые другие, не формируются в одночасье — требуется время на то, чтобы наладить контакт и укрепить доверие. В этой статье разбираемся, как руководитель может поспособствовать сплочению команды.
Содержание статьи:
В чем залог слаженной работы команды
Что характеризует сплоченную команду и указывает на то, что она добьется значительных успехов? Собрали несколько «зеленых флагов» рабочих отношений:
- конфликты отсутствуют или быстро решаются;
- принято радоваться успехам коллег;
- у каждого специалиста четко определена зона ответственности;
- команда проводит время вместе не только на работе;
- новички быстро вливаются в коллектив;
- никто не ущемляет чужие права;
- коллеги всегда готовы помочь друг другу;
- люди честно высказывают мнение и не боятся критики.
Если вы узнали в этом описании свою команду, можете гордиться — с такими коллегами вам и море по колено. А если все это звучит как что-то за гранью реальности — продолжайте читать статью.
Оцените качество внутреннего
сервиса в компании
Как сформировать сплоченную команду
Ставьте четкие цели и задачи
Одно из ключевых условий эффективной работы команды — наличие общей цели как минимум на ближайший год. Если сотрудники не понимают, для чего они работают, вряд ли их уровень вовлеченности и энтузиазма будет высоким.
Сначала руководителю необходимо обозначить цель подразделения, а затем раздробить ее на индивидуальные цели для каждого специалиста. Благодаря этому сотрудники смогут оценить вклад всех членов команды в общее дело, делиться друг с другом опытом и знаниями, а также использовать наработки коллег в своей деятельности. Кроме того, правильная постановка целей помогает заинтересовать подчиненных в качественном выполнении работы и повысить их вовлеченность.
Как ставить цели подчиненным:
- проведите встречу 1-on-1 для определения сильных сторон специалиста;
- совместно с сотрудником установите индивидуальные цели с учетом его опыта, экспертизы и планов на дальнейшее развитие;
- разработайте план реализации целей и установите дедлайны;
- контролируйте выполнение задач так же в рамках 1-on-1 встреч и при необходимости предлагайте свою помощь.
Автоматизируйте процессы
Часто причиной конфликтов становятся забытые задачи или несоблюдение рабочих договоренностей. Чтобы не тратить время на выяснения, на каком этапе что-то пошло не так, внедрите таск-трекеры: в них сотрудники смогут ставить задачи коллегам, следить за процессом их выполнения, вносить комментарии, а вы — контролировать сроки готовности. Членам команды не придется собирать важную информацию по кусочкам из чатов и почты — она будет храниться в одном месте.
Также по теме
Поощряйте командную работу
Бывает, что в коллективе есть «звезды», стремящиеся присвоить все лавры себе. Их не интересует совместная работа и обмен опытом, ведь они сами знают, что и как нужно делать. Такое поведение отрицательно влияет на командную динамику — коллеги могут ощущать моральное давление, испытывать зависть или вступать в негласную гонку за первенство. Напомните «звездным» сотрудникам, что в команде нет «я», а кооперация с коллегами пойдет всем только на пользу.
Признавайте заслуги команды
К сожалению, во многих компаниях распространена ситуация, когда руководитель дает команде только негативную обратную связь, а успехи игнорирует или воспринимает как само собой разумеющееся. Но никому не нравится получать одну только критику. Из-за этого падает мотивация специалистов, и растет текучесть.
Развивайте культуру признания в команде, обращайте внимание даже на незначительные достижения подчиненных и помните об основных характеристиках правильной похвалы. Она должна быть:
- регулярной;
- своевременной;
- искренней;
- обоснованной;
- учитывать профессиональные качества человека.
Еще можно разместить на видном месте «Доску благодарности», на которой любой желающий будет иметь возможность поблагодарить коллег и сказать им спасибо. Это не только поднимет настроение сотрудникам, но и поможет команде стать ближе.
Сформируйте культуру доверия и открытости
Часто причиной неэффективного взаимодействия в команде становятся проблемы с доверием — люди не могут прямо сказать о трудностях, не делятся чувствами, оставляют конфликты нерешенными. Все это отрицательно сказывается на атмосфере в коллективе и общей продуктивности.
Наладить коммуникацию можно, обеспечив безопасную среду для высказываний. Важно, чтобы у людей не было страха осуждения со стороны коллег и руководства, они помогали друг другу, давали конструктивную обратную связь, делились опытом и общались со всеми на равных.
Как добиться доверия сотрудников:
- обеспечьте конфиденциальность информации;
- не наказывайте сотрудников за их мнение, а если хотите дать негативную обратную связь, то будьте конструктивны;
- проводите анонимные опросы персонала, чтобы узнать его честное мнение;
- признавайте свои ошибки и не перекладывайте ответственность на подчиненных;
- совместно с командой обсуждайте варианты решения проблем;
- организуйте тренинги по эффективной коммуникации.
Проводите корпоративные мероприятия
Наладить отношения и найти точки соприкосновения членам команды помогут регулярные корпоративные мероприятия: тимбилдинги, спортивные челленджи, пикники, мастер-классы, офисные вечеринки и прочее. Общение в неформальной обстановке позволит сотрудникам взглянуть на коллег под другим углом, более свободно делиться мнением и укрепить чувство принадлежности к коллективу.
Создайте комьюнити по интересам
Предложите команде сформировать сообщества по интересам: например, клуб любителей бега, автомобилей, здорового питания и чего угодно еще на выбор сотрудников. Такие комьюнити помогают людям найти единомышленников, а также формируют дружескую атмосферу на рабочем месте.
Еще одна полезная во всех смыслах инициатива — участие в волонтерских акциях (помощь приютам для животных, домам престарелых, местным сообществам, экологические выезды и т.д.). Волонтерство способствует развитию важных для командной работы навыков и качеств: организации мероприятий, управления проектами, общения, эмпатии и т.д.
Как оценить качество взаимодействия в команде
Компания будет предоставлять качественный сервис внешним клиентам только при условии отлаженных бизнес-процессов и удовлетворенности внутренних клиентов — сотрудников. Оценить качество взаимодействия в команде вы сможете на онлайн-платформе Happy Service с помощью трех метрик:
- Готовность помочь — скорость реакции на обращение, доброжелательность, уважение и внимание к потребностям клиента.
- Время процесса — соблюдение сроков исполнения задачи.
- Качество результата — соответствие результата техническому заданию, стандартам процесса и ожиданиям клиента.
На платформе предусмотрено специальное поле для комментариев, в котором сотрудники могут анонимно сообщить, что их не устраивает в работе коллег и какие аспекты рабочих взаимоотношений требуют внимания.
Оценка качества взаимодействия в команде на платформе Happy Service
После окончания исследования руководитель и HR в личном кабинете видят средний балл каждого подразделения, обезличенные комментарии сотрудников и тепловую карту с результатами всей компании. Там же доступны рекомендации экспертов по улучшению каждого критерия. Все это — основа для разработки плана внедрения изменений и повышения качества внутреннего и внешнего сервисов.
Резюме
Чтобы сформировать дружную команду и помочь коллегам наладить отношения друг с другом, руководителю необходимо ставить четкие цели, поощрять обмен опытом, хвалить подчиненных, развивать культуру доверия, организовывать корпоративные мероприятия, а также проводить анонимные опросы для выявления проблемных зон. Такие меры позволят улучшить динамику в команде, а значит, и качество внешнего сервиса.