Как сделать опрос максимально понятным для респондентов. 4 совета
Запросить демо

Как сделать опрос максимально понятным для респондентов. 4 совета

Happy Job
26 июня 2020

Опросное исследование можно назвать успешным, если были соблюдены три условия: в нём приняло участие большое количество людей, они понимали вопросы и ответы и давали честные ответы.

В статье мы поговорим о втором условии – понятности. Оно наибольшим образом влияет на конечный результат исследования: если респондент не может разобраться, как трактовать тот или иной вопрос или вариант ответа, с высокой долей вероятности он прекратит заполнение анкеты или будет отвечать «наобум».

Наш опыт разработки методики опросного исследования показал: мест, где респондент может «споткнуться», очень много.

Подробная инструкция

Распространённая ошибка составителей опросов - игнорировать вступительное слово. Как показывает наша практика, у респондентов может возникать много вопросов по процессу прохождения опроса.

Например:

 

«Можно ли вернуться и исправить ответ, если я передумаю?»

или

«Галочку обязательно ставить только против одного ответа, или можно выбрать несколько?»

 

Поэтому мы рекомендуем начинать опрос со страницы-введения. Она может содержать:

  1. Небольшую справку о цели исследования. Зная контекст, опрашиваемый будет лучше понимать смысл вопросов.
  2. Описание разделов опроса.
  3. Свод основных правил заполнения. Например, можно ли выбирать несколько ответов или прервать прохождение опроса и вернуться к нему позже. Если в исследовании используются шкальные вопросы, важно рассказать, как с их помощью оценивать – какой оценке какая характеристика соответствует.
  4. Последним пунктом введения стоит написать, когда и как респондент будет проинформирован об итогах опроса. (Если, конечно, это предусмотрено исследованием.)

Коротко, без терминологии и сленга

Второе, что чаще всего создаёт затруднение респондентам, это сами вопросы и ответы. Разберёмся, чего в них не должно быть.

Откажитесь от сложных конструкций предложений и канцеляризмов

Формулировать вопросы и ответы необходимо таким образом, что они были максимально понятны. Для этого предложения необходимо «очищать» от причастных и деепричастных оборотов – они ухудшают восприятие написанного.

Сравните:

 

«Вы оцениваете условия труда и стиль управления руководителя как помогающие вам полностью реализовать ваши профессиональные способности?»

и

«Вам удаётся полностью реализовать свои профессиональные способности?»

 

Если предложение получается длинным, лучше разбить его на два коротких.

К примеру:

 

«Как по-вашему, внедрённая в начале года инициатива по организации еженедельных неформальных мероприятий повлияла на вас и вашу работу?»

или

«С начала года по пятницам в компании организуются неформальные мероприятия для сотрудников. Они оказались для вас полезными? Чем?»

 

Наконец, следует искоренить канцеляризмы. Это слова, характерные для канцелярско-бюрократической речи. Яркий пример канцеляризмов – отглагольные существительные вместо глаголов: «проведение совещания» вместо «провести совещание». Череда существительных затрудняет понимание текста.

Не используйте терминологию

Также мы рекомендуем с осторожностью использовать профессиональные термины в опросах. Если выборка большая, обязательно найдутся люди, которые либо не знают значения слова, либо истолковывают его неверно.

 

Популярное в менеджменте и HR слово «мотивация» может быть неправильно истолковано сотрудниками, далёкими от бизнес-терминологии. Лучше написать «что побуждает вас работать», чем «что мотивирует работать».

Избавьтесь от сленга

По той же причине, по которой не следует использовать термины в опросе, лучше отказаться от сленга. Велика вероятность, что кто-то из респондентов не слышал или не понимает смысла даже широкораспространённого жаргонного слова.

Иллюстрации и цветная шкала

Проверенный способ сделать вопрос или ответ понятнее – добавить иллюстрацию по смыслу.

В опросах Happy Job изображения дополняют и вопросы, и ответы. Таким образом, риск, что респондент не поймёт, о чём его спрашивают, стремится к нулю.

 

Для иллюстраций следует выбирать популярные ментальные конструкции. Например, изображать идею с помощью лампочки, а опасность через молнию.

 

Ответы к шкальным вопросам можно «разукрасить». Цвет и смайлики подсказывают респонденту, какие ответы можно считать негативными, средними и хорошими. Таким образом, можно исключить субъективность. Например, на шкале NPS баллы 9 и 10 окрашены зелёным, а 7 и 8 – жёлтым. Респондент не посчитает, что оценка 8 – «тоже отлично», так как цвет подскажет, что она относится к «средним».

Лайфхаки оформления опроса

Есть масса нюансов, которые влияют на поведение респондентов. Однотипные по содержанию и структуре вопросы приведут к бездумным ответам. Объёмные вопросы – быстро утомят респондента и тоже приведут к бездумным ответам. Если вопросов будет слишком много, человек сформирует для себя «универсальный» ответ и будет распространять его на все вопросы. Например, везде отвечать «полностью согласен».

Подобное происходит из-за феномена «когнитивной нагрузки». Это научная теория, согласно которой сегодня человек потребляет огромное количество информации и подсознательно старается сократить её количество, выставляя фильтры. На практике это выглядит так – пользователь читает «по диагонали», выхватывая лишь главную мысль из текста, «не видит» рекламных баннеров и старается быстрее расквитаться с долгим скучным опросом, на автомате выбирая ответы.

Чтобы респондент как можно дольше сохранял концентрацию на вопросах, можно сделать следующее:

  • Чередовать типы вопросов. Пусть опросник состоит из многовариативных, шкальных, закрытых и открытых.
  • Ограничить опросник десятью вопросами. Если вопросов значительно больше – лучше провести несколько опросных исследований. Самый точный результат будет у опроса, на заполнение которого тратится меньше семи минут.

 

Когда платформа Happy Job проходила стадию beta-тестирования, возле каждого вопроса располагалась кнопка «Я не понимаю вопрос». Так удалось найти сложные для восприятия утверждения и переформулировать их.

 

Таким образом, чтобы добиться 100-процентного понимания вопросов респондентами, нужно: сконцентрироваться на формулировании коротких и простых вопросов и ответов, использовать изображения и другие визуальные элементы для точной передачи смысла. При этом сам опросник не должен быть длинным и однотипным.

Следуя нашим советам, вы обеспечите исследованию высокую точность.

Вам может понравиться

Оценка NPS – достаточно простой в обращении метод. Он содержит один-единственный вопрос, а для интерпретации ответов не требуется специальных навыков. Тем не менее, есть нюансы, на которые следует обратить внимание.
Чтобы развиваться, каждый бизнес должен быть «на связи» со своими клиентами. Одна из площадок для сбора обратной связи от покупателей – соцмедиа. Поговорим о том, как наладить диалог с клиентами в социальных сетях.
Оценка руководителей помогает понять, насколько успешно лидер выполняет свои обязанности и достигает поставленных целей, а также выявить зоны роста.
Читать другие материалы >