Опросное исследование можно назвать успешным, если были соблюдены три условия: в нём приняло участие большое количество людей, они понимали вопросы и ответы и давали честные ответы.
В статье мы поговорим о втором условии – понятности. Оно наибольшим образом влияет на конечный результат исследования: если респондент не может разобраться, как трактовать тот или иной вопрос или вариант ответа, с высокой долей вероятности он прекратит заполнение анкеты или будет отвечать «наобум».
Наш опыт разработки методики опросного исследования показал: мест, где респондент может «споткнуться», очень много.
Распространённая ошибка составителей опросов - игнорировать вступительное слово. Как показывает наша практика, у респондентов может возникать много вопросов по процессу прохождения опроса.
Например:
«Можно ли вернуться и исправить ответ, если я передумаю?»
или
«Галочку обязательно ставить только против одного ответа, или можно выбрать несколько?»
Поэтому мы рекомендуем начинать опрос со страницы-введения. Она может содержать:
Второе, что чаще всего создаёт затруднение респондентам, это сами вопросы и ответы. Разберёмся, чего в них не должно быть.
Формулировать вопросы и ответы необходимо таким образом, что они были максимально понятны. Для этого предложения необходимо «очищать» от причастных и деепричастных оборотов – они ухудшают восприятие написанного.
Сравните:
«Вы оцениваете условия труда и стиль управления руководителя как помогающие вам полностью реализовать ваши профессиональные способности?»
и
«Вам удаётся полностью реализовать свои профессиональные способности?»
Если предложение получается длинным, лучше разбить его на два коротких.
К примеру:
«Как по-вашему, внедрённая в начале года инициатива по организации еженедельных неформальных мероприятий повлияла на вас и вашу работу?»
или
«С начала года по пятницам в компании организуются неформальные мероприятия для сотрудников. Они оказались для вас полезными? Чем?»
Наконец, следует искоренить канцеляризмы. Это слова, характерные для канцелярско-бюрократической речи. Яркий пример канцеляризмов – отглагольные существительные вместо глаголов: «проведение совещания» вместо «провести совещание». Череда существительных затрудняет понимание текста.
Также мы рекомендуем с осторожностью использовать профессиональные термины в опросах. Если выборка большая, обязательно найдутся люди, которые либо не знают значения слова, либо истолковывают его неверно.
Популярное в менеджменте и HR слово «мотивация» может быть неправильно истолковано сотрудниками, далёкими от бизнес-терминологии. Лучше написать «что побуждает вас работать», чем «что мотивирует работать».
По той же причине, по которой не следует использовать термины в опросе, лучше отказаться от сленга. Велика вероятность, что кто-то из респондентов не слышал или не понимает смысла даже широкораспространённого жаргонного слова.
Проверенный способ сделать вопрос или ответ понятнее – добавить иллюстрацию по смыслу.
В опросах Happy Job изображения дополняют и вопросы, и ответы. Таким образом, риск, что респондент не поймёт, о чём его спрашивают, стремится к нулю.
Для иллюстраций следует выбирать популярные ментальные конструкции. Например, изображать идею с помощью лампочки, а опасность через молнию.
Ответы к шкальным вопросам можно «разукрасить». Цвет и смайлики подсказывают респонденту, какие ответы можно считать негативными, средними и хорошими. Таким образом, можно исключить субъективность. Например, на шкале NPS баллы 9 и 10 окрашены зелёным, а 7 и 8 – жёлтым. Респондент не посчитает, что оценка 8 – «тоже отлично», так как цвет подскажет, что она относится к «средним».
Есть масса нюансов, которые влияют на поведение респондентов. Однотипные по содержанию и структуре вопросы приведут к бездумным ответам. Объёмные вопросы – быстро утомят респондента и тоже приведут к бездумным ответам. Если вопросов будет слишком много, человек сформирует для себя «универсальный» ответ и будет распространять его на все вопросы. Например, везде отвечать «полностью согласен».
Подобное происходит из-за феномена «когнитивной нагрузки». Это научная теория, согласно которой сегодня человек потребляет огромное количество информации и подсознательно старается сократить её количество, выставляя фильтры. На практике это выглядит так – пользователь читает «по диагонали», выхватывая лишь главную мысль из текста, «не видит» рекламных баннеров и старается быстрее расквитаться с долгим скучным опросом, на автомате выбирая ответы.
Чтобы респондент как можно дольше сохранял концентрацию на вопросах, можно сделать следующее:
Когда платформа Happy Job проходила стадию beta-тестирования, возле каждого вопроса располагалась кнопка «Я не понимаю вопрос». Так удалось найти сложные для восприятия утверждения и переформулировать их.
Таким образом, чтобы добиться 100-процентного понимания вопросов респондентами, нужно: сконцентрироваться на формулировании коротких и простых вопросов и ответов, использовать изображения и другие визуальные элементы для точной передачи смысла. При этом сам опросник не должен быть длинным и однотипным.
Следуя нашим советам, вы обеспечите исследованию высокую точность.