Хороший руководитель не просто раздает задачи подчиненным и следит за их выполнением. Он помогает сотрудникам понять ценность их работы, свой потенциал и важность достижения целей организации. В этом материале разберем, какие навыки позволят руководителю эффективно управлять командой.
Прокачивайте лидерские навыки
Поддержка корпоративных ценностей
Когда лидер следует корпоративным ценностям, он вдохновляет команду своим примером и тем самым повышает вовлеченность сотрудников.
Ценности компании становятся для руководителя ориентиром во времена кризисов и изменений, помогают принимать решения в сложных ситуациях и создавать доверительную атмосферу в команде. Ориентируясь на них, начальник формирует команду единомышленников и закладывает основу для оценки производительности и соблюдения корпоративной культуры.
Мотивация сотрудников
Настоящий лидер всегда мотивирует подчиненных. Это может касаться как повышения морального духа команды, когда что-то идет не так, так и поддержки отдельных сотрудников в случаях, когда те сталкиваются с личными проблемами.
Роль руководителя не ограничивается созданием продуктивной среды. Он выстраивает культуру взаимопонимания, чтобы людям было комфортно работать и они продолжали стремиться улучшать свои результаты.
Чем можно мотивировать команду:
- признавайте успехи и хвалите сотрудников;
- предоставляйте возможности для карьерного роста;
- обеспечьте достойный уровень зарплаты;
- выплачивайте бонусы за выполнение KPI;
- предлагайте нематериальные льготы (гибкий график, психологическая поддержка, программа наставничества и т.д.).
Делегирование
Эффективный руководитель умеет делегировать. Он показывает подчиненным, что верит в их способность выполнять поставленные задачи, дает им развиваться и осваивать новые навыки. Лидер не делегирует работу случайным образом: он оценивает потенциал команды и выбирает подходящих специалистов. Это значительно повышает общую продуктивность.
Эмпатия
Эмпатия помогает руководителю налаживать связи с сотрудниками, оценивать риски их выгорания, а также выстраивать долгосрочные отношения. Эмпатичные лидеры понимают эмоции членов команды и сопереживают им. Это позволяет эффективно общаться и решать проблемы на начальном уровне. В результате персонал больше доверяет начальнику, повышаются его вовлеченность и лояльность.
Представим, что сотрудник стал хуже работать, допускает много ошибок, нарушает дедлайны и периодически опаздывает. В этом случае у руководителя есть два пути:
- Сделать выговор и сказать, что если ситуация не исправится, то с сотрудником придется попрощаться.
- Назначить подчиненному встречу и наедине обсудить причины снижения качества работы.
Возможно, человек ухаживает за тяжелобольным родственником, или у него есть другие серьезные обстоятельства, которые негативно сказываются на продуктивности. Тогда руководитель может предоставить внеочередной отпуск или делегировать часть задач специалиста его коллегам. Такое чуткое отношение к подчиненным будет иметь положительный эффект на отношения с командой.
Принятие решений
Лидера отличает способность принимать не всегда простые решения. В то время как многие сосредотачиваются на последствиях своего выбора, гораздо важнее изучить предшествующий этому процесс.
Он состоит из нескольких этапов:
-
Подробный анализ проблемы. Четкое понимание того, что нужно достигнуть, помогает сократить количество вариантов решений.
-
Сбор фактов и данных, которые могут повлиять на результат: анализ текущей ситуации, рисков, доступных ресурсов и т.д.
-
Анализ альтернатив. Каждая опция оценивается с точки зрения плюсов и минусов, возможных последствий.
-
Оценка рисков. Руководитель старается продумать разные пути развития ситуации и их влияние на организацию.
-
Принятие решения. Выбор оптимального варианта действий. Решение должно быть взвешенным, а также соответствовать целям компании.
-
Реализация. Определение необходимых шагов, распределение ресурсов и запуск процессов.
-
Отслеживание прогресса. После реализации решения руководитель следит за его выполнением, оценивает результаты. Если необходимо, корректирует планы и вносит изменения.
Кроме того, лидер должен быть готов брать ответственность за свои решения, как успешные, так и неудачные.
Работайте над коммуникацией
Эффективное общение — ключ к поддержанию дружеских отношений с коллективом, а также к успешному выполнению работы. Хороший руководитель знает это и сосредотачивается на выстраивании продуктивной коммуникации. Она охватывает все аспекты рабочих процессов от проведения результативных совещаний до предоставления обратной связи подчиненным.
Как сделать общение эффективным:
- четко и понятно формулируйте мысли;
- активно слушайте собеседника (задавайте вопросы, не перебивайте, поддерживайте зрительный контакт);
- следите за невербальными сигналами (мимика, жесты, тон голоса);
- будьте спокойны и вежливы;
- проявляйте уважение к собеседнику.
Постановка целей
Будь то небольшие повседневные задачи или долгосрочный проект, у лидера есть четкое представление о том, чего он ожидает от каждого сотрудника, исходя из его способностей. Хороший руководитель конкретен в своих требованиях:
- оформляет задачи подразделения в четкий план действий;
- индивидуальные цели уточняет вместе с сотрудником на one-to-one встречах;
- ставит дедлайны, к которым реально выполнить задачу;
- пересматривает цели подразделения не реже раза в квартал;
- регулярно оценивает прогресс.
Лидеры часто используют метод SMART: цели должны быть понятными, иметь четкие сроки исполнения, вписываться в глобальные стремления подразделения или компании, а их результат — измеряться в цифрах и быть достижимым. Когда персонал понимает цели, он будет более вовлеченным и инициативным.
Решение конфликтов
В любом коллективе неизбежны разногласия. Умение лидера находить компромиссы, учитывать разные точки зрения, искать конструктивные решения помогает ему поддерживать гармоничную рабочую атмосферу, повышать производительность и укреплять отношения в коллективе.
Как руководителю решать спорные ситуации:
- сфокусируйтесь на проблеме, а не на человеке;
- выслушайте все стороны конфликта;
- поощряйте открытое общение;
- используйте структурированный подход к решению проблем;
- сохраняйте спокойствие и объективность.
Обратная связь
Нередко руководители избегают критики подчиненных из-за страха задеть их чувства или испортить рабочие отношения. Однако знание того, как эффективно получать и давать обратную связь, положительно влияет и на лидера, и на команду.
Раз в неделю — максимум две — проводите one-to-one встречи с сотрудниками для обсуждения текущих проектов, карьерных перспектив и т.д. Недостаточно будет сказать подчиненным, что они проделали хорошую работу — нужно отметить конкретные области, в которых они преуспели, а также те, над которыми еще надо поработать.
Что еще учесть, чтобы еженедельные встречи проходили с пользой:
- составьте график встреч и заранее сообщите о нем сотрудникам;
- начинайте с похвалы и только после этого переходите к обсуждению ошибок;
- помните, что это диалог, и давайте высказываться подчиненному.
Помимо предоставления фидбэка команде, начальник должен быть открыт для мнений о собственной работе. Найдите надежного коллегу, который честно расскажет о ваших сильных и слабых сторонах, непредвзято выслушайте его мнение. Так вы сможете разработать личный план развития.
Постоянно предоставляя и получая обратную связь, вы и члены вашей команды поможете друг другу расти и укреплять рабочие отношения.
Развивайте команду
Если руководитель не обращает внимания на желание сотрудников расти внутри компании, они будут чаще задумываться о поиске нового работодателя, который предлагает карьерные перспективы.
Обсуждать возможности роста необходимо на one-to-one встречах. Объясните подчиненным два важных аспекта:
- Какие задачи у сотрудников на вышестоящих позициях и какие компетенции нужны для их выполнения.
- Какие достижения позволят специалисту претендовать на желаемую должность. Обычно бывает недостаточно одних только навыков, нужно также «выделиться» среди других кандидатов. Например, реализовать сложный проект, участвовать в профильных мероприятиях, получить звание эксперта и т.п.
Если в компании нет кадрового резерва, такие встречи подчиненного с руководителем становятся особенно важными.
Следите за бизнес-трендами
Постоянное обучение
Начальник, который остановился на достигнутом и не стремится к дальнейшему развитию, рискует применять в работе устаревшие знания и подходы. Отслеживание трендов позволяет лучше понимать, какие инструменты и методы можно использовать для оптимизации бизнес-процессов, улучшения продуктов, услуг, а также для привлечения и удержания клиентов.
Обучение и постоянное изучение новых направлений также делают лидера более гибким. Это помогает создавать в команде атмосферу открытости к новым идеям, стимулирует творческое мышление, а еще позволяет находить нестандартные решения проблем.
Как руководителю поддерживать актуальные знания:
- проходить тренинги, вебинары, курсы;
- читать тематическую бизнес-литературу;
- участвовать в профессиональных конференциях, семинарах и форумах;
- общаться с опытными коллегами и менторами;
- анализировать свои успехи и неудачи, определять области развития.
Использование технологий
Повышение эффективности управления задачами, упрощение отчетности и отслеживание прогресса — малая часть возможностей IT-решений для бизнеса. По этой причине руководители инвестируют в новые рабочие инструменты. Они первыми ищут технические решения, облегчающие жизнь команде и повышающие ее продуктивность.
Например, использование чат-ботов сократит время обработки стандартных запросов клиентов и даст сотрудникам сосредоточиться на более сложных вещах. Инструменты вроде Trello позволяют создавать и распределять задачи, устанавливать сроки, отслеживать прогресс проекта в режиме реального времени.
Оценивайте эффективность
Хороший ли вы руководитель? На этот вопрос поможет ответить платформа FeedbackX. Работа платформы строится на оценке 360°. Это метод, при котором руководитель получает оценку от коллег, подчиненных, вышестоящего начальства и прочих участников рабочего процесса.
Какие компетенции позволяет оценить FeedbackX:
-
Забота. Заботится о ментальном и физическом здоровье подчиненных, создает доверительную атмосферу;
-
Среда. Создает атмосферу, воодушевляющую на достижение амбициозных результатов;
-
Развитие команды. Занимается развитием команды. Делится опытом, дает полезные практические советы, выступает наставником;
-
Обратная связь. Подводит промежуточные итоги не реже 2 раз в месяц, предоставляет обратную связь по результатам работы.
В платформу Feedback X заложена компромиссная технология на основе «мягкой обратной связи». Сначала показываются сильные стороны и «скрытые возможности» — то, что можно сейчас улучшить с минимальными усилиями и без малейших затрат от компании. Во вторую очередь платформа демонстрирует компетенции с завышенной самооценкой и «зоны роста» с низкими оценками — то, что для развития требует усилий и инвестиций в обучающие мероприятия от компании.
По результатам исследования система предоставит подробный отчет и даст руководителю рекомендации по улучшению областей с низкими показателями.
Оцените навыки своих
сотрудников прямо сейчас
Резюме
Быть руководителем — значит ответственно относиться не только к работе, но и к команде. Хороший начальник знает и как организовать рабочие процессы, и как найти подход к каждому сотруднику. Собственным примером он мотивирует коллектив на постоянное развитие и следование ценностям компании, внимательно относится к подчиненным, а также заинтересован в их росте внутри организации.
Конечно, стать хорошим руководителем за один день не получится. Сначала придется приложить усилия — постоянно учиться, прокачивать hard и soft skills, применять знания на практике, анализировать промахи и достижения. Поэтому запаситесь терпением и совершенствуйтесь шаг за шагом.