Work-life balance: как помочь своим сотрудникам найти баланс между работой и личной жизнью
Запросить демо

Как достичь баланса между работой и личной жизнью

Happy Job
08 февраля 2024

Работа — важная часть жизни человека. Однако она не должна становиться для него единственной заботой и отнимать все время. Задача компании — помочь сотрудникам найти work-life balance и организовать процессы так, чтобы у команды оставалось время и энергия на семью, встречи с друзьями и близкими, полноценный отдых, увлечения, занятия спортом и т.д. В статье делимся советами, как это сделать.

Содержание статьи:

Почему так важен work-life balance персонала

Баланс между работой и личной жизнью сотрудников дает компании следующие преимущества:

  1. Повышение вовлеченности и лояльности персонала. Когда люди видят, что компания старается минимизировать стрессоры на рабочем месте и заинтересована в их хорошем самочувствии, они становятся более лояльными и охотнее рекомендуют работодателя друзьям и близким. Это также мотивирует персонал прилагать усилия к достижению целей организации.

  2. Рост продуктивности. Сотрудники, которые успевают восстановить силы и энергию, лучше концентрируются на делах и допускают меньше ошибок.

  3. Снижение абсентеизма и количества дней на больничном. Своевременная профилактика стресса и перенапряжения на работе помогает поддерживать ментальное и физическое здоровье, а также снижает риски выгорания персонала. Специалисты реже болеют, и у них достаточно ресурсов для эффективной работы.

    Баланс между работой и личной жизнью
    Преимущества work-life balance
    Баланс между работой и личной жизнью
    Преимущества work-life balance
  4. Улучшение отношений в коллективе. Отдохнувшие сотрудники реже вступают в конфликты. К тому же налаживанию отношений в команде способствуют, например, совместные походы на перерыв и корпоративные мероприятия вроде спортивных марафонов.

  5. Удержание и привлечение талантов. Многие специалисты отдают предпочтение компаниям, которые заботятся о благополучии персонала, а не только предлагают хорошую зарплату. Погоня за деньгами отходит на второй план, уступая место заботе о себе.

  6. Профилактика выгорания. Главная причина выгорания — высокий темп работы. Своевременные перерывы, достаточное количество часов сна, переключение внимания на личные дела и т.д. помогают восполнять ресурсы и поддерживать интерес к рабочим задачам.

Как оценить баланс работы и личной жизни сотрудников

Чтобы понять, какие факторы мешают людям наладить work-life balance, и устранить их, регулярно собирайте обратную связь от команды. Для этого воспользуйтесь анонимным опросом на онлайн-платформе «Опроскин».

Анкетирование поможет выявить:

  • частоту переработок;
  • проблемы сотрудников в отношениях с руководством;
  • уровень стресса на рабочем месте;
  • вредные привычки персонала;
  • уровень физического здоровья.
Примеры вопросов для оценки work-life balance на платформе «Опроскин»

Преимущества исследования на платформе «Опроскин»:

  1. Готовая анкета с возможностью кастомизации под потребности компании — корректировки формулировок или добавления вопросов.
  2. Опросник геймифицирован — в нем есть иллюстрации и анимация, которые упрощают восприятие вопросов и снижают когнитивную нагрузку на респондентов.
  3. В анкете предусмотрено поле для ответов в свободной форме, где сотрудники могут анонимно или открыто поделиться, что им помогает бороться со стрессом, и предложить меры для повышения уровня удовлетворенности работой.
  4. В платформу встроены мощные инструменты HR-аналитики — это позволяет сэкономить ресурсы на сбор и обработку данных.
  5. Прохождение опроса занимает не более 10-15 минут.

Создайте свой опрос

любой периодичности и формата или выберите из лучших мировых шаблонов Happy Job

Получить демо
Создайте свой опрос

Как помочь сотрудникам достичь work-life balance

Сделайте отдых приоритетом

Многие специалисты продолжают отвечать на рабочие звонки и письма даже во время отпуска. Основные причины — страх пропустить что-то важное или подвести коллег, а также желание все контролировать. Некоторые вообще не берут отпуска в течение года или даже нескольких.

Напомните подчиненным, что у них остались неиспользованные дни отпуска, и предложите запланировать отдых. Подчеркните, что он необходим для восстановления сил, повышения продуктивности, а также предотвращения выгорания и проблем с ментальным и физическим здоровьем.

Баланс работы и личной жизни
Когда впервые за 1,5 года ушел в отпуск и отключил телефон

Позаботьтесь о том, чтобы сотрудника было кем заменить на время его отсутствия. Попросите членов команды оставлять максимально подробные инструкции коллегам перед уходом в отпуск, чтобы им не приходилось звонить или писать в мессенджеры по каждой мелочи.

Поощряйте перерывы в течение рабочего дня

Некоторые сотрудники обедают, не покидая рабочее место. Чаще всего это происходит из-за того, что им не хватает времени на выполнение задач или потому что в офисе отсутствует отдельное помещение для приема пищи. А еще в ряде компаний существует токсичный культ продуктивности, поэтому люди не хотят показаться бездельниками и стараются всегда быть (или выглядеть) занятыми.

Как можно мотивировать персонал делать перерывы:

  • пересмотрите нагрузку и ставьте реалистичные дедлайны;
  • личным примером показывайте необходимость отрываться от работы;
  • организуйте полноценную зону отдыха, а также столовую или кухню;
  • по возможности установите автоматы с полезными снеками (фруктами, орехами, соками, хлебцами и т.д.).

Исключите или минимизируйте переработки

Постоянные переработки — повод проанализировать количество их задач и причины, по которым люди не успевают завершить запланированные дела до конца рабочего дня. Если дело в высокой нагрузке, то:

  1. Сдвиньте дедлайны и выделите больше времени.
  2. Делегируйте часть дел более свободным коллегам.
  3. Проанализируйте, достаточно ли у сотрудника ресурсов для выполнения задач.
  4. По возможности выделите специалисту помощника. Это может быть стажер, который возьмет на себя мелкие задачи и освободит время для более серьезных вопросов.
  5. Если рабочая ситуация вынуждает задержаться, лично попросите об этом подчиненного и обязательно компенсируйте переработку, например, дополнительным оплачиваемым выходным, несколькими днями работы из дома, выплатой бонуса и т.д.

Бывает, что сотруднику приходится задерживаться на работе из-за неправильного распределения времени. В этом случае помогите ему расставить задачи по приоритетности, а также предложите пройти курс или почитать литературу по тайм-менеджменту.

Для эффективного планирования работы могут быть полезны различные онлайн-сервисы, трекеры и приложения учета задач. Они позволяют визуализировать нагрузку и не пропустить ничего важного.

Установите запрет на звонки во внерабочее время

Четкие границы между деловым и личным помогают отключиться от работы, уменьшить стресс, качественно провести время с семьей и друзьями или заняться хобби. Сотрудники, которые знают, что по вечерам и в выходные их не будут беспокоить, обычно более удовлетворены своей работой.

Прежде чем вводить запрет, не забудьте обсудить с членами команды варианты, как с ними связаться в случае неотложных ситуаций.

Работа и личная жизнь
Что такое выходные?

Предложите гибкий график работы

Не все люди одинаково продуктивны в стандартные рабочие часы. У кого-то пик активности приходится на первую половину дня, а кто-то лучше всего концентрируется к вечеру. Кому-то просто удобнее приехать на работу пораньше, чтобы не стоять в утренних пробках, или, наоборот, уйти позже.

Дайте сотрудникам возможность выбирать начало и конец рабочего дня и сфокусируйтесь на результатах, а не отработанных часах. Так вы снизите их стресс по поводу возможных опозданий и предоставите свободу для решения личных вопросов.

Поощряйте занятия спортом

Сидячая работа, многие часы перед монитором без перерыва, низкая физическая активность в течение дня приводят к негативным последствиям для здоровья. Появляются напряжение в области плеч и шеи, боли в спине, нарушается кровообращение, увеличивается риск сердечно-сосудистых и других заболеваний. При работе за компьютером человек меньше моргает, а это провоцирует развитие синдрома сухого глаза. Из-за монотонности действий повышается утомляемость и уровень стресса. Предотвратить все это помогают следующие меры:

  1. Предложите персоналу начинать утро с 10-минутной зарядки. В первое время для ее проведения можно пригласить тренера или поручить разминку самому спортивному из коллектива.
  2. Информируйте команду о пользе ЗОЖ с помощью PR-инструментов. Делайте корпоративные рассылки о преимуществах регулярных занятий спортом и т.д.
  3. Периодически проводите мероприятия вроде «Дня здоровья» и мини-спартакиады. По статистике сотрудники любого возраста охотно принимают в них участие.
  4. Геймифицируйте спортивные активности. Организуйте командные и личные челленджи: например, марафон по приседаниям, «30 дней без сахара» и прочие.
  5. Компенсируйте абонемент в фитнес-клуб или оплатите подписку на платформу для онлайн-занятий, чтобы вовлечь людей, которые не любят спортзалы и хотят заниматься в удобном для них месте.
  6. Пригласите экспертов в области питания и спорта для проведения лекций и мастер-классов.

Сократите количество совещаний

Часто рабочие вопросы можно решить несколькими сообщениями в почте или чате и не собирать для этого отдельную встречу. К тому же есть много IT-решений для управления работой в команде (Trello, Яндекс.Трекер и т.д.), которые позволяют ставить задачи, назначать ответственных, оставлять комментарии, отслеживать прогресс и многое другое в режиме онлайн. При этом сотрудники не отвлекаются от текущих дел и могут отреагировать на задачу, когда появится время.

Также для совместной работы над файлами удобно использовать сервисы вроде Google Docs, а для сбора обратной связи — онлайн-анкеты или специальные платформы.

Создайте безопасную среду для обмена мнениями

Если сотрудники боятся, что их высказывания по тем или иным проблемам вызовут недовольство руководства или коллег и испортят с ними отношения, они будут молчать. Из-за этого работодатель рискует так и не узнать о потребностях персонала и не сможет принять меры для улучшения ситуации.

Work-life balance
Баланс работы и личной жизни

Поощряйте честную обратную связь, покажите, что вы открыты предложениям. Уважительно относитесь к вопросам, которые поднимает команда. Необязательно воплощать все идеи подряд, однако важно выслушать и проявить эмпатию к подчиненным.

Резюме

Забота о благополучии сотрудников должна быть приоритетом каждого работодателя. Полноценный отдых и границы между рабочим и личным позволяют персоналу поддерживать ментальное здоровье, достаточный уровень энергии и мотивации, а также производительность.

Чтобы помочь команде наладить work-life balance, напоминайте о необходимости перерывов и отдыха, исключите переработки, звонки по рабочим делам в выходные и во время отпуска, подчеркните важность физической активности и правильного питания. Также регулярно проводите корпоративные опросы, чтобы выявить основные стрессоры сотрудников на рабочем месте и разработать меры для их устранения.

Вам может понравиться

Как избежать неожиданного увольнения сотрудников? Анализируем факторы и причины для сохранения ценных работников в организации.
Оценка NPS – достаточно простой в обращении метод. Он содержит один-единственный вопрос, а для интерпретации ответов не требуется специальных навыков. Тем не менее, есть нюансы, на которые следует обратить внимание.
Как заслужить уважение и лояльность коллектива? Почему эмпатия гораздо эффективнее ультиматумов? Кто такой «хороший руководитель»? Что нужно делать, чтобы им стать? Ищите ответы в статье.
Читать другие материалы >