Здоровая социально-психологическая атмосфера повышает мотивацию, вовлеченность и лояльность персонала. И наоборот, токсичная рабочая среда становится источником постоянных стрессов и конфликтов, что приводит к снижению продуктивности. В этой статье объясняем, какие факторы влияют на климат в коллективе и как позаботиться о психологическом комфорте команды.
Содержание статьи:
Что такое психологический климат
Психологический климат — это атмосфера в организации, которая формируется под воздействием различных факторов на эмоциональное состояние сотрудников.
Почему это одно из главных составляющих продуктивной среды и удовлетворенности персонала? Благоприятная психологическая атмосфера способствует:
- укреплению морального духа сотрудников;
- повышению мотивации, вовлеченности и лояльности;
- росту производительности;
- улучшению командной динамики;
- снижению текучести кадров.
Факторы, влияющие на психологический климат
На атмосферу в коллективе влияет множество факторов: стиль управления, доверие к руководству, отношения с коллегами, уровень стресса на рабочем месте, соблюдение work-life balance и прочих. Разберем каждый из них подробно.
Стиль руководства
То, как руководитель подходит к управлению командой, во многом сказывается на психологическом климате. К примеру, в чем разница между лидером и боссом?
Лидер — часть команды. Его сила в том, что он:
- привлекает подчиненных к принятию общих решений;
- активно участвует в жизни компании;
- собственным примером демонстрирует приверженность корпоративным ценностям;
- дает сотрудникам конструктивную обратную связь;
- предоставляет возможность работать автономно;
- отслеживает результаты, а не отработанные часы.
Босс же, наоборот, решает все единолично, управляет с помощью приказов, контролирует все процессы, никому не доверяет и постоянно критикует работу персонала. С таким подходом невозможно создать здоровый психологический климат в коллективе. У сотрудников снижается мотивация, они не хотят предлагать идеи, а работа не приносит им удовольствия.
Вот еще несколько признаков токсичного руководителя, который препятствует созданию комфортной рабочей обстановки:
- У него отсутствует эмпатия и эмоциональный интеллект, ему сложно понять, что сотрудники чувствуют, он безразличен к личным проблемам.
- Чрезмерно контролирует подчиненных, тем самым показывая, что он им не доверяет. Постоянно вмешивается в процессы, критикует предложенные решения.
- Использует тактику запугивания и держит персонал в страхе. Может публично унижать, повышать голос или угрожать.
- Непоследователен в решениях, чем провоцирует недовольство окружающих. Склонен к фаворитизму — выделяет «любимчиков» и предоставляет им преференции, игнорирует объективные критерии оценки.
- Перекладывает ответственность на других, не признает ошибок, не делает выводов из неудач.
- Препятствует развитию команды, отвергает предложения и не стремится улучшать свои компетенции и навыки.
- Предвзято относится к подчиненным из-за их пола, расы, возраста или других характеристик.
За последние годы произошла смена акцентов в качествах руководителя. Сейчас большинство сотрудников хотят работать под управлением эмпатичного лидера, который учитывает потребности персонала и всегда готов поддержать. Взаимодействовать с таким начальником гораздо комфортнее, ведь люди больше доверяют ему и не боятся высказывать мнение, а это способствует гармоничной атмосфере в коллективе и помогает формировать командный дух. Жесткий авторитарный стиль управления ценится все меньше.
Создайте свой опрос
любой периодичности и формата или выберите из лучших мировых шаблонов Happy Job
Получить демоЧто еще помогает руководителю выстраивать уважительные отношения с подчиненными и поддерживать благоприятный климат в команде:
-
Честность. Обеспечьте прозрачность рабочих процессов и информируйте сотрудников об изменениях. Будьте открыты к диалогу и честно отвечайте на вопросы персонала. Когда люди знают, что происходит в компании и как это может их коснуться, их тревожность значительно снижается.
-
Четкая постановка целей и доверие. Отсутствие стратегии и сформулированных ожиданий по отношению к команде или конкретному специалисту демотивирует персонал и снижает его эффективность. Открыто говорите, что вы ждете от подчиненных, давайте им возможность самостоятельно принимать решения и работать автономно.
-
Регулярная обратная связь. Раз в неделю, максимум две, проводите one-on-one встречи с членами команды для обсуждения текущих задач и обмена ОС. Важно, чтобы беседа проходила в дружеской обстановке и в формате диалога, тогда подчиненный сможет честно высказать мнение или беспокойство по какому-либо поводу.
-
Составление карьерных треков. Развитие сотрудников — обязанность непосредственного руководителя. На встречах one-on-one совместно со специалистами составляйте их карьерные треки, а также организуйте программы обучения. Это поможет не только наладить отношения с подчиненными, повысить уровень вовлеченности и лояльности, но и позволит надолго удержать их в компании.
Отношения в коллективе
Еще один значимый фактор влияния на психологический климат в коллективе — отношения между коллегами. Для комфортной обстановки, продуктивной работы и стабильного эмоционального состояния сотрудников важно, чтобы они хотели помогать друг другу и работали сообща. Проблемы с коммуникацией приводят к тому, что человек не чувствует себя частью коллектива, из-за чего снижается его вовлеченность и мотивация.
Чтобы наладить атмосферу в команде и поднять уровень доверия, регулярно проводите корпоративные мероприятия — тимбилдинги, неформальные встречи, волонтерские акции и прочее. Это поможет персоналу узнать друг друга получше, найти точки соприкосновения и в будущем снизить количество конфликтов.
Однако в некоторых компаниях настолько высокая конкуренция, что там каждый готов пойти по головам ради достижения личной цели (повышения, премии и прочего). Здесь не может быть и речи о взаимовыручке и поддержке, а значит, и о благоприятном климате. Такая ситуация распространена в сферах, где доход и карьерный рост сильно зависят от индивидуальных успехов (продажи, консалтинг, страхование, финансы и т.п.).
Баланс между работой и личной жизнью
Еще один признак нездоровой атмосферы — культ токсичной продуктивности. Сотрудники допоздна задерживаются в офисе, работают даже в отпуске, забывают поесть, игнорируют свое физическое и эмоциональное состояние. Все это ради того, чтобы добиться идеальных результатов, показать начальству, насколько они преданы делу и лучше остальных коллег. Такое поведение поощряется руководством: оно устанавливает нереалистичные дедлайны, искусственно создает конкуренцию в команде, не оказывает поддержки.
Все это — быстрый путь к выгоранию и серьезным проблемам со здоровьем. В Японии, где популярна культура переработок, даже есть специальный термин «кароси» — смерть на рабочем месте из-за стресса.
Как помочь сотрудникам поддерживать work-life balance:
- запретите деловые звонки и сообщения во внерабочее время;
- исключите или сведите к минимуму переработки;
- напоминайте специалистам о необходимости брать отпуск и следите, чтобы они использовали все дни;
- личным примером показывайте необходимость делать перерывы в течение дня;
- организуйте зону отдыха и приема пищи;
- по возможности позаботьтесь о наличии полезных перекусов: фруктов, орехов, хлебцев и т.д.
- устанавливайте задачам срок, за который их реально выполнить без переработок;
- компенсируйте сессии с психологом.
Также по теме
Похвала и признание
Похвала и признание заслуг — мощный инструмент мотивации персонала. Чем чаще, но при этом обоснованно, вы будете хвалить сотрудников за качественно выполненную работу и достижения, тем охотнее они будут браться за новые задачи. По нашим наблюдениям, лучше всего хвалить подчиненных не реже раза в неделю. Отмечайте компетенции, которые помогают специалистам добиваться результатов, и делайте это публично: в корпоративных рассылках, соцсетях, на портале компании и т.д.
Пример:
Павел, ваше умение решать конфликты позволило нам не только сохранить ключевого клиента, но даже договориться о более выгодных условиях сделки. Вся команда впечатлена такой работой.
Не забывайте награждать членов команды за успехи. Это могут быть денежные выплаты (премии, бонусы) или нематериальное поощрение: дополнительный оплачиваемый выходной, возможность работать удаленно, гибкое начало рабочего дня.
Как оценить атмосферу в коллективе
Прежде чем внедрять изменения, необходимо оценить текущую ситуацию в компании. Для этого проведите анонимное исследование на онлайн-платформе «Опроскин». Регулярная оценка и честная обратная связь от сотрудников поможет вовремя принять меры для предотвращения их выгорания и снижения вовлеченности.
Опрос членов команды на платформе «Опроскин» позволяет оценить следующие факторы стресса на рабочем месте:
- переутомление;
- напряженные отношения с коллегами;
- непонимание карьерных перспектив;
- проблемы с руководителем;
- отсутствие признания.
Особенно важно оценивать атмосферу в команде во время кризисов:
- реорганизации;
- введения нового продукта или услуги;
- изменения политики;
- резкого роста;
- других масштабных событий.
Примеры вопросов для оценки психологического климата на платформе «Опроскин»
В чем еще преимущества платформы «Опроскин»:
- готовая анкета с опцией кастомизации под потребности компании;
- мощные инструменты HR-аналитики;
- 100% гарантия анонимности;
- понятный интерфейс и геймификация (иллюстрации, анимация) в опросе.
Резюме
Здоровый психологический климат на рабочем месте — залог эффективной работы персонала и его эмоционального благополучия. На него влияет множество факторов: отношения с руководством и коллегами, баланс работы и личной жизни, признание заслуг и т.д. Чтобы понимать, какие проблемы есть в компании и что вызывает стресс у сотрудников, необходимо регулярно проводить корпоративные опросы и собирать обратную связь. Это особенно важно делать во время кризисов — реорганизации, изменения политики и других масштабных событий.