Исследование социально-психологического климата в коллективе
Запросить демо

Оценка психологического климата в коллективе

Happy Job
18 марта 2024

Здоровая социально-психологическая атмосфера повышает мотивацию, вовлеченность и лояльность персонала. И наоборот, токсичная рабочая среда становится источником постоянных стрессов и конфликтов, что приводит к снижению продуктивности. В этой статье объясняем, какие факторы влияют на климат в коллективе и как позаботиться о психологическом комфорте команды.

Содержание статьи:

Что такое психологический климат

Психологический климат — это атмосфера в организации, которая формируется под воздействием различных факторов на эмоциональное состояние сотрудников.

Почему это одно из главных составляющих продуктивной среды и удовлетворенности персонала? Благоприятная психологическая атмосфера способствует:

  • укреплению морального духа сотрудников;
  • повышению мотивации, вовлеченности и лояльности;
  • росту производительности;
  • улучшению командной динамики;
  • снижению текучести кадров.

Факторы, влияющие на психологический климат

На атмосферу в коллективе влияет множество факторов: стиль управления, доверие к руководству, отношения с коллегами, уровень стресса на рабочем месте, соблюдение work-life balance и прочих. Разберем каждый из них подробно.

Стиль руководства

То, как руководитель подходит к управлению командой, во многом сказывается на психологическом климате. К примеру, в чем разница между лидером и боссом?

Лидер — часть команды. Его сила в том, что он:

  • привлекает подчиненных к принятию общих решений;
  • активно участвует в жизни компании;
  • собственным примером демонстрирует приверженность корпоративным ценностям;
  • дает сотрудникам конструктивную обратную связь;
  • предоставляет возможность работать автономно;
  • отслеживает результаты, а не отработанные часы.

Босс же, наоборот, решает все единолично, управляет с помощью приказов, контролирует все процессы, никому не доверяет и постоянно критикует работу персонала. С таким подходом невозможно создать здоровый психологический климат в коллективе. У сотрудников снижается мотивация, они не хотят предлагать идеи, а работа не приносит им удовольствия.

Анализ социально-психологического климата в коллективе
Когда спрашиваешь у подчиненного о причинах стресса на работе

Вот еще несколько признаков токсичного руководителя, который препятствует созданию комфортной рабочей обстановки:

  1. У него отсутствует эмпатия и эмоциональный интеллект, ему сложно понять, что сотрудники чувствуют, он безразличен к личным проблемам.
  2. Чрезмерно контролирует подчиненных, тем самым показывая, что он им не доверяет. Постоянно вмешивается в процессы, критикует предложенные решения.
  3. Использует тактику запугивания и держит персонал в страхе. Может публично унижать, повышать голос или угрожать.
  4. Непоследователен в решениях, чем провоцирует недовольство окружающих. Склонен к фаворитизму — выделяет «любимчиков» и предоставляет им преференции, игнорирует объективные критерии оценки.
  5. Перекладывает ответственность на других, не признает ошибок, не делает выводов из неудач.
  6. Препятствует развитию команды, отвергает предложения и не стремится улучшать свои компетенции и навыки.
  7. Предвзято относится к подчиненным из-за их пола, расы, возраста или других характеристик.

За последние годы произошла смена акцентов в качествах руководителя. Сейчас большинство сотрудников хотят работать под управлением эмпатичного лидера, который учитывает потребности персонала и всегда готов поддержать. Взаимодействовать с таким начальником гораздо комфортнее, ведь люди больше доверяют ему и не боятся высказывать мнение, а это способствует гармоничной атмосфере в коллективе и помогает формировать командный дух. Жесткий авторитарный стиль управления ценится все меньше.

Создайте свой опрос

любой периодичности и формата или выберите из лучших мировых шаблонов Happy Job

Получить демо
Создайте свой опрос

Что еще помогает руководителю выстраивать уважительные отношения с подчиненными и поддерживать благоприятный климат в команде:

  1. Честность. Обеспечьте прозрачность рабочих процессов и информируйте сотрудников об изменениях. Будьте открыты к диалогу и честно отвечайте на вопросы персонала. Когда люди знают, что происходит в компании и как это может их коснуться, их тревожность значительно снижается.

  2. Четкая постановка целей и доверие. Отсутствие стратегии и сформулированных ожиданий по отношению к команде или конкретному специалисту демотивирует персонал и снижает его эффективность. Открыто говорите, что вы ждете от подчиненных, давайте им возможность самостоятельно принимать решения и работать автономно.

    Исследование социально-психологического климата в коллективе
    Уровень доверия в компаниях с разным социально-психологическим климатом
    Исследование социально-психологического климата в коллективе
    Уровень доверия в компаниях с разным социально-психологическим климатом
  3. Регулярная обратная связь. Раз в неделю, максимум две, проводите one-on-one встречи с членами команды для обсуждения текущих задач и обмена ОС. Важно, чтобы беседа проходила в дружеской обстановке и в формате диалога, тогда подчиненный сможет честно высказать мнение или беспокойство по какому-либо поводу.

  4. Составление карьерных треков. Развитие сотрудников — обязанность непосредственного руководителя. На встречах one-on-one совместно со специалистами составляйте их карьерные треки, а также организуйте программы обучения. Это поможет не только наладить отношения с подчиненными, повысить уровень вовлеченности и лояльности, но и позволит надолго удержать их в компании.

Отношения в коллективе

Еще один значимый фактор влияния на психологический климат в коллективе — отношения между коллегами. Для комфортной обстановки, продуктивной работы и стабильного эмоционального состояния сотрудников важно, чтобы они хотели помогать друг другу и работали сообща. Проблемы с коммуникацией приводят к тому, что человек не чувствует себя частью коллектива, из-за чего снижается его вовлеченность и мотивация.

Чтобы наладить атмосферу в команде и поднять уровень доверия, регулярно проводите корпоративные мероприятия — тимбилдинги, неформальные встречи, волонтерские акции и прочее. Это поможет персоналу узнать друг друга получше, найти точки соприкосновения и в будущем снизить количество конфликтов.

Исследование социально-психологического климата
В здоровом психологическом климате команда работает сообща

Однако в некоторых компаниях настолько высокая конкуренция, что там каждый готов пойти по головам ради достижения личной цели (повышения, премии и прочего). Здесь не может быть и речи о взаимовыручке и поддержке, а значит, и о благоприятном климате. Такая ситуация распространена в сферах, где доход и карьерный рост сильно зависят от индивидуальных успехов (продажи, консалтинг, страхование, финансы и т.п.).

Баланс между работой и личной жизнью

Еще один признак нездоровой атмосферы — культ токсичной продуктивности. Сотрудники допоздна задерживаются в офисе, работают даже в отпуске, забывают поесть, игнорируют свое физическое и эмоциональное состояние. Все это ради того, чтобы добиться идеальных результатов, показать начальству, насколько они преданы делу и лучше остальных коллег. Такое поведение поощряется руководством: оно устанавливает нереалистичные дедлайны, искусственно создает конкуренцию в команде, не оказывает поддержки.

Анализ морально-психологического климата в коллективе
Страх отвлечься от работы — признак негативной атмосферы в коллективе

Все это — быстрый путь к выгоранию и серьезным проблемам со здоровьем. В Японии, где популярна культура переработок, даже есть специальный термин «кароси» — смерть на рабочем месте из-за стресса.

Как помочь сотрудникам поддерживать work-life balance:

  • запретите деловые звонки и сообщения во внерабочее время;
  • исключите или сведите к минимуму переработки;
  • напоминайте специалистам о необходимости брать отпуск и следите, чтобы они использовали все дни;
  • личным примером показывайте необходимость делать перерывы в течение дня;
  • организуйте зону отдыха и приема пищи;
  • по возможности позаботьтесь о наличии полезных перекусов: фруктов, орехов, хлебцев и т.д.
  • устанавливайте задачам срок, за который их реально выполнить без переработок;
  • компенсируйте сессии с психологом.

Похвала и признание

Похвала и признание заслуг — мощный инструмент мотивации персонала. Чем чаще, но при этом обоснованно, вы будете хвалить сотрудников за качественно выполненную работу и достижения, тем охотнее они будут браться за новые задачи. По нашим наблюдениям, лучше всего хвалить подчиненных не реже раза в неделю. Отмечайте компетенции, которые помогают специалистам добиваться результатов, и делайте это публично: в корпоративных рассылках, соцсетях, на портале компании и т.д.

Пример:

Павел, ваше умение решать конфликты позволило нам не только сохранить ключевого клиента, но даже договориться о более выгодных условиях сделки. Вся команда впечатлена такой работой.

Не забывайте награждать членов команды за успехи. Это могут быть денежные выплаты (премии, бонусы) или нематериальное поощрение: дополнительный оплачиваемый выходной, возможность работать удаленно, гибкое начало рабочего дня.

Как оценить атмосферу в коллективе

Прежде чем внедрять изменения, необходимо оценить текущую ситуацию в компании. Для этого проведите анонимное исследование на онлайн-платформе «Опроскин». Регулярная оценка и честная обратная связь от сотрудников поможет вовремя принять меры для предотвращения их выгорания и снижения вовлеченности.

Опрос членов команды на платформе «‎Опроскин» позволяет оценить следующие факторы стресса на рабочем месте:

  • переутомление;
  • напряженные отношения с коллегами;
  • непонимание карьерных перспектив;
  • проблемы с руководителем;
  • отсутствие признания.

Особенно важно оценивать атмосферу в команде во время кризисов:

  • реорганизации;
  • введения нового продукта или услуги;
  • изменения политики;
  • резкого роста;
  • других масштабных событий.
Примеры вопросов для оценки психологического климата на платформе «Опроскин»

В чем еще преимущества платформы «Опроскин»:

  • готовая анкета с опцией кастомизации под потребности компании;
  • мощные инструменты HR-аналитики;
  • 100% гарантия анонимности;
  • понятный интерфейс и геймификация (иллюстрации, анимация) в опросе.

Резюме

Здоровый психологический климат на рабочем месте — залог эффективной работы персонала и его эмоционального благополучия. На него влияет множество факторов: отношения с руководством и коллегами, баланс работы и личной жизни, признание заслуг и т.д. Чтобы понимать, какие проблемы есть в компании и что вызывает стресс у сотрудников, необходимо регулярно проводить корпоративные опросы и собирать обратную связь. Это особенно важно делать во время кризисов — реорганизации, изменения политики и других масштабных событий.

Вам может понравиться

Performance Review (или PR) — методика оценки профессиональных качеств сотрудников, эффективности выполнения задач и потенциала для продвижения по карьерной лестнице. В рамках исследования обсуждается роль в команде, дается конструктивный фидбек, ставятся цели.
В 15 фактах мы расскажем о том, что такое пульс-опрос, как его организовать и за что этот формат любят компании по всему миру.
Чтобы поберечь время и энергию HR, а заодно кратно повысить производительность, можно автоматизировать часть процессов. Рассказываем, Как это сделать, с чего начать и какие инструменты использовать?
Читать другие материалы >