9 причин, почему онлайн-конструкторы не подходят для внутрикорпоративных опросов

Happy Job
03 июня, 2020

Опрос по-прежнему остаётся одним из лучших инструментов для получения обратной связи от сотрудников. С его помощью можно узнать, насколько они преданы компании и эффективно ли работают в команде.

Сегодня сделать опрос можно за пять минут, достаточно воспользоваться одним из десятков конструкторов опросов. Однако стоит помнить – собранный таким образом опросник имеет свои недостатки и подходит далеко не подо все задачи.

Поговорим о том, что конструктор опросов не может в отличие от специализированного решения.

 

Разберёмся с терминологией:

Провайдер опросов – сервис, предоставляющий услуги по проведению опросов «под ключ». То есть компания получает специализированный инструмент, готовые вопросы под свои нужды и техническую поддержку.

Конструктор опросов – сервис, предлагающий инструменты для создания опросов собственными силами.

Причина первая: вопросы придумывать самим

Конструктор помогает сделать «рыбу» опроса. Остальное – логика опроса, сами вопросы и варианты ответов – придётся придумывать самостоятельно.

Может показаться, что разработать опрос очень легко. Однако это не так. Есть масса нюансов, которые влияют на конечный результат. Например:

  • Если количество вопросов перевалит за десять, велика вероятность, что половина сотрудников бросит заполнение на полпути.
  • Если в формулировке вопроса допустить двоякое толкование, вы либо получите искажение в ответах, либо высокий процент бросивших заполнение опроса.
  • Если варианты ответов, предложенные сотрудникам, не будут описывать все возможные сценарии, вы опять же получите либо искажение в ответах, либо большой процент «отказов».
  • Если в вопросах сотрудники увидят сексизм, эйджизм или другой вид дискриминации, бренд компании может получить серьёзный репутационный ущерб.

Конструктор вполне подойдёт для простого опроса. Например, если нужно проголосовать за место проведения корпоратива или за вариант дизайна сайта компании. Но если требуется выяснить, почему в последнее время увеличилась текучка или качество сервиса существенно упало, потребуется помощь профессионалов.

Чтобы разработать опросник, точно замеряющий уровень лояльности сотрудников, компания Happy Job изучила более 200 научных работ по психологии, работе мозга, вовлечённости и другим дисциплинам. На 15 фокус-групповых исследованиях, в которых приняло участие свыше 300 человек, методика опроса была доведена до идеала. Сегодня показатель валидности опросника Happy Job равняется 0,94 при среднем значении в 0,7, то есть исследование лояльности максимально отражает картину реального уровня лояльности в компании.

Разработка опросника заняла у специалистов Happy Job несколько лет. Разумеется, сделать что-то подобное в конструкторе опросов без соответствующей подготовки и в сжатые сроки – нереально.

Если нужно серьёзное исследование вовлечённости команды или эффективности рабочих процессов, конструкторы опросов – мимо.

Причина вторая: простой дизайн

Одна из главных задач конструктора опросов - быстро собрать форму опросника. Сервисы намерено упрощают функционал. (Предполагается, и не зря, что большое количество «кнопок» запутает пользователя и заставит покинуть страницу конструктора.)

Что можно сделать в усреднённом конструкторе опросов сегодня:

  • Выбрать тип вопроса – открытый, с несколькими вариантами ответов, шкальный или другой.
  • Выбрать цвет фона или поставить в качестве фона своё изображение.
  • Добавить логотип компании.
  • Создать «логику» опроса. То есть, если опрашиваемый выбрал этот ответ, следующим ему показывается вот этот вопрос. (Эта функция доступна не во всех конструкторах.)
  • Добавить в опрос картинки или видео. (Но не во всех конструкторах.)

На первый взгляд, всё необходимое есть. Можно чередовать типы вопросов, чтобы опрашиваемый не «заскучал». Это несомненный плюс. Можно добавить логотип компании и использовать в фоне корпоративные цвета, чтобы сделать опросник «узнаваемым» для сотрудников. Можно добавить картинки, чтобы глаза не уставали от бесконечной череды строчек с вопросами и ответами.

Однако наше исследование показало – озвученных мер недостаточно, чтобы удержать внимание человека. По этой причине процент участия, как правило, достаточно низкий: для компаний со штатом в несколько тысяч человек – 30-40%.

 

Стандартный опросник, с минимальным количеством «развлекающих» элементов, считают интересным не более 9% людей.

 

Почему озвученных мер не хватает? Причина в большом количестве информации вокруг человека. По некоторым оценкам в день мы потребляем данные, эквивалентные 170 печатным книгам. Опрос воспринимается как ещё один источник «информационного шума». Поэтому недостаточно поставить картинку в начало и чередовать типы вопросов, чтобы вовлечь человека в прохождение опроса.

Выход из ситуации есть. Наше исследование показало, что элементы геймификации оценивают как вовлекающие до 97% людей. По этой причине опросники Happy Job содержат анимацию, передвигающиеся ползунки и другие развлекательные элементы. Процент участия в геймифицированных опросах Happy Job составляет 75% и выше.

Сделать опрос со сложной анимацией или элементами геймификации в конструкторе опросов нельзя.

Причина третья: анонимность под вопросом

Любой опрос затевается с единственной целью – получить честные ответы от респондентов. Для некоторых опросов анонимность не играет большой роли. Сотруднику не придёт в голову скрывать своё имя под результатами голосования за новый логотип. Другое дело, если вопросы касаются отношения сотрудника к компании и руководству, его карьерным планам. Какой здравомыслящий человек подпишется под ответом «Мой начальник некомпетентен, а в отделе гнетущая атмосфера». Но если сотрудник не скажет правду, в компании не узнают о проблемах отдела.

Добиться честности в опросах можно единственным образом – убедить сотрудников, что это совершенно анонимно. И это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Среди людей, держащихся за своё место работы, могут быть распространены конспирологические идеи. Например:

 

«Говорят, что опрос анонимен и это нужно, чтобы сделать компанию лучше. А на самом деле это перепись недовольных, которые станут первыми кандидатами на увольнение».

«Нельзя писать негатив в бумажных опросах. Потом начальник вычислит недовольных по почерку и будет мстить».

 

Во что выливается подобное поведение сотрудников? Большинство проигнорирует опрос, остальные ответят что-то нейтральное или даже позитивное вне зависимости от собственного мнения. Использование конструкторов опросов не помогает. В сервисе вроде Google Forms сотрудники будут отвечать на «провокационные» вопросы «как надо», а не как есть на самом деле.

Единственное решение – использовать сторонних провайдеров опросов. Если третье лицо собирает обратную связь по проблеме, количество честных ответов будет значительно выше.

Конструктор подойдёт для опросов только по нейтральным темам. На вопросы вроде «Собираетесь ли вы увольняться в ближайшие полгода?» на этой площадке сотрудники честно не ответят.

Причина четвёртая: вал обращений

Огромную ценность всегда имеет вопрос, начинающийся с «Почему…»:

  • Почему вы именно так оценили нашу корпоративную культуру?
  • Почему вы будете/не будете рекомендовать нашу компанию как работодателя своим близким и друзьям?
  • И другие.

В ответах на открытые вопросы может содержаться важная информация о проблемах в компании, о способах их преодоления. Однако алгоритм конструктора опросов не «посчитает» такие ответы. Их придётся обрабатывать в ручном режиме. То есть прочитать и выделить главную мысль. Если в компании меньше 100 человек – это реально. (Хотя даже такое количество ответов может парализовать работу HR-отдела на несколько дней.) А если 1 000?

Справиться с обратной связью от сотрудников могут только специализированные решения. Сервис Happy Job использует машинную обработку для анализа ответов в «свободной форме». Тексты прогоняются через умные алгоритмы для выявления закономерностей. Так можно узнать, на что чаще всего жалуются сотрудники, или какие рекомендации зачастую озвучиваются.

Конструктор подойдёт для опросника без открытых вопросов. Или с открытыми вопросами, но небольшим количеством опрашиваемых (до 100 человек), так как обрабатывать ответы придётся в ручном режиме.

Причина пятая: сам по себе

Если планируется сложное исследование с помощью опроса – выбор в пользу конструктора не самый разумный. Техническая поддержка со стороны сервиса (особенно иностранного) будет минимальной, если вообще будет. Информацию о том, как лучше организовать опрос, придётся собирать по крупицам – в рубриках FAQ, в статьях, на форумах. При этом если сервис заграничный – придётся много переводить с английского.

Как быть? Либо закладывать больше времени на проведение опроса (с учётом поиска нужной информации при необходимости), либо воспользоваться услугами провайдеров опросов. Последние активно помогают с организацией опросного мероприятия. В компании Happy Job работает целый отдел специалистов клиентской поддержки. Любой вопрос по использованию сервиса можно решить моментально.

Конструктор опросов подойдёт для организации технически простого исследования – с небольшим количеством вопросов и скромной базой опрашиваемых. Чем сложнее и объёмнее будет опрос, тем больше вероятность, что что-то пойдёт не так, а помочь будет некому.

Причина шестая: пиар за свой счёт

Один из важных показателей «успешности» опроса – процент участия. Обидно потратить время и деньги на организацию исследования, чтобы в конце получить ответы только от трети сотрудников. Такая выборка не репрезентативна, а значит итоги опроса нельзя использовать для работы.

Почему так происходит? Для большой части персонала опрос – «забава» HR-отдела, которому нечем заняться. А у сотрудников отчёты, проекты, сроки горят, в конце концов. Поэтому они игнорируют просьбу принять участие в исследовании.

Бывает и по-другому. В опросе поднимаются «сложные» темы. О карьерных планах, отношении к компании и начальству. Часто сотрудники не готовы говорить об этом откровенно и решают не проходить опрос.

Преодолеть скепсис и страхи сотрудников можно с помощью полноценной PR-кампании. Обычно она включает рассылку писем с рассказом о предстоящем исследовании, видео-обращение директора в интранете и другое. По нашим оценкам разработка и производство коммуникационных материалов может обойтись компании в сумму свыше 200 тыс. рублей.

Разумеется, в онлайн-конструкторах не предусмотрено никаких инструментов для проведения PR-кампании. В свою очередь в специализированных сервисах, зачастую, они есть. Сервис Happy Job сам готовит коммуникационные материалы для сотрудников.

В онлайн-конструкторах не предусмотрено функционала для проведения PR-кампании. Убеждать сотрудников пройти опрос придётся за свой счёт.

Причина седьмая: аналитика для любителей

Цель опроса – на основе ответов сотрудников получить информацию о работе компании. Интерпретация ответов – сложная задача.

Например, персоналу задаётся вопрос «Планируете ли вы продолжать работу в компании в ближайшие два года?». Для ответа предлагается десятибалльная шкала, где «0» - точно уволюсь, а «10» - точно останусь в компании. Предположим, на наш вопрос ответило 194 сотрудника. Основная масса ответов пришлась на 7, 8 и 9 баллов. Так проголосовали 41%, 28% и 11% человек соответственно. На остальные отметки пришлось по 1-3% от голосовавших. О чём это говорит? Вроде бы основная масса поставила высокие баллы. Значит, большая часть сотрудников планирует ещё долго работать в компании.

Но если оценить результаты по методике Happy Job, вырисовывается другая картина. Средний балл составляет 7,1. Оценка ниже 7,8 находится в зоне риска. Это значит, что сотрудники не видят будущего в компании.

Почему так происходит? Специалисты захотят надолго остаться в той компании, где у них будут карьерные перспективы. Мысль через три, пять или десять лет сидеть за тем же столом и выполнять ту же работу, вселяет ужас. Даже в тех, кто не отличаются большими амбициями.

Таким образом, что опрос со средним баллом в 7,1 говорит о компании? Что нет прозрачности в вопросах построения карьеры. Что сотрудники не знают, какие компетенции «прокачивать», чтобы подняться ступенью выше по карьерной лестнице. Что руководство не помогает сотрудникам расти.

А какой анализ проведёт конструктор опросов? Просто даст раскладку по количеству ответивших тем или иным образом.

 

Классический конструктор опросов проведёт лишь поверхностный анализ из разряда «Столько-то процентов выбрало ответ X, а столько-то ответ Y, выводы делайте сами».

 

Конструктор подойдёт для опроса-голосования, где нужно подсчитать количество ответивших. Для серьёзного анализа нужны специализированные решения.

Причина восьмая: отчёты делать руками

Какова глобальная цель опроса? Найти слабые места в компании и рассказать о них руководству. Начальники на местах, получив данные, смогут принять нужные меры. Однако чтобы сформировать десятки отчётов в разрезе департаментов или отделов, потребуются часы работы. В случае с онлайн-конструктором это придётся делать вручную.

Опросы - исследования чаще всего проводят серией: опрашивают сотрудников и анализируют их ответы, принимают какие-то меры, повторяют опрос. И так несколько раз. Соответственно, сопоставлять результаты опроса с предыдущими также придётся «руками».

Специализированные решения, вроде сервиса Happy Job, формируют необходимые отчёты в считанные секунды в том виде, в котором они необходимы каждому конкретному руководителю.

Если по итогу опроса придётся формировать отчёты под требования руководителей разных департаментов и направлений, онлайн-конструктор не подойдёт. На адаптацию данных уйдут часы кропотливой работы.

Причина девятая: вопросы безопасности

Большинство популярных конструкторов опросов, вроде Google Forms или Survey Monkey, принадлежат иностранным компаниям. На практике это значит, что, зачастую, конфиденциальная информация будет храниться на десятках серверов по всему миру. И в случае проблем – например, утечки данных в интернет – судиться с нерезидентом РФ будет затруднительно.

Как быть? Работать с российской компанией и внимательно читать, что написано в договоре.

Конструктор подойдёт для опросов, не содержащих конфиденциальной информации или коммерческой тайны.

 

Что в итоге мы имеем. Конструктор опросов не настолько универсальный инструмент, как о нём заявляют разработчики. Он подходит для технически простых и необъёмных опросов. Используя конструкторы, не стоит рассчитывать на глубокую аналитику результатов. И лучше не доверять им корпоративных секретов. Если требуется провести качественное исследование (например, вычислить уровень вовлечённости персонала по десятку метрик и в разрезе подразделений), следует выбирать специализированные решения. Такие как Happy Job.

Закажите первое исследование бесплатно!

Проведите исследование на тестовой группе и получите доступ к отчетам платформы.

  1. Заполните форму заявки и с вами свяжется наш специалист, чтобы выбрать дату и обсудить вопросы для старта исследования.
  2. Все что нужно предоставить - это список e-mail сотрудников.

Нажимая на кнопку «Попробовать бесплатно», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Политика конфиденциальности