Корпоративные опросы могут быть полезны на всех этапах жизненного цикла сотрудника в компании (Employee Journey Map, EJM) начиная от онбординга, заканчивая увольнением. Они позволяют получить ценную обратную связь от команды, отследить динамику отдельных факторов вовлеченности и выявить зоны развития организации. В статье разбираем основные виды опросов персонала, которые вы можете применить в своей практике.
Содержание статьи:
Зачем проводить опросы сотрудников
Чтобы оставаться конкурентноспособной, постоянно усиливать HR-бренд и привлекать лучшие таланты, организации необходимо заботиться о сотрудниках: регулярно узнавать, что их беспокоит, какие изменения на рабочем месте они хотели бы увидеть и по возможности внедрять их идеи. С этой целью и проводятся корпоративные опросы. Они помогают:
- узнать мнение членов команды о корпоративной культуре;
- выявить проблемы, связанные с условиями труда;
- получить предложения по улучшению работы компании;
- повысить лояльность и вовлеченность сотрудников;
- сохранить и привлечь специалистов;
- улучшить коммуникацию внутри компании;
- выявить скрытые конфликты;
- определить причины текучести кадров.
Виды опросов, их форматы и частота проведения
Ежегодные опросы
Оценка вовлеченности
Сотрудник качественно выполняет свою работу и проявляет интерес к задачам и жизни организации, когда он находится в продуктивной рабочей среде и имеет достаточный уровень мотивации. Обеспечить соблюдение этих условий — задача работодателя. Ежегодные исследования вовлеченности помогают ему оценить текущую ситуацию в организации, определить проблемные области, чтобы на основе этих данных внедрять программы улучшения, а также отслеживать динамику изменений.
Примеры вопросов:
- Доверяете ли вы своему непосредственному руководителю?
- Знаете ли вы ключевые цели подразделения на ближайший год?
- Принято ли в компании хвалить за хорошую работу?
- Предоставляет ли руководитель возможность высказываться при обсуждении результатов работы?
- У вас достаточно ресурсов, чтобы эффективно выполнять ежедневную работу?
- Проводите ли вы анализ причин неудач по завершении важных проектов?
- Комфортно ли вам работать с вашими коллегами?
- Как вы оцениваете уровень стресса на рабочем месте?
- Знаете ли вы критерии для вашего повышения в должности?
- Как вы оцениваете уровень оплаты труда для своей должности?
Оценка лояльности
Лояльные сотрудники ощущают себя неотъемлемой частью компании, действуют в ее интересах и планируют продолжать в ней работать. Они гордятся своей причастностью к бренду и разделяют его ценности. Низкая лояльность несет риски ухода талантов, потери выручки и роста затрат на подбор и обучение новых специалистов.
Лояльность — многогранное понятие, поэтому нужно отдельно оценивать каждый ее элемент:
- Гордость за компанию. Эта метрика говорит об аффективной (эмоциональной) привязанности специалиста к работодателю. Для того, кто искренне любит HR-бренд, рациональные факторы вроде уровня зарплаты или условий труда отходят на второй план.
- Желание связать свое будущее с организацией. Если человек планирует строить карьеру в компании и видит перспективы развития на несколько лет вперед, значит, причастность к организации вызывает у него гордость.
- Готовность рекомендовать компанию в качестве работодателя. Сотрудники положительно оценивают организацию и рекомендуют ее друзьям и близким, если она предоставляет комфортные условия работы, справедливую оплату труда, а руководители в ней компетентные.
- Отсутствие желания найти другую работу. Специалисты не стремятся перейти в другую компанию, если текущая удовлетворяет их потребности (зарплата по рынку, конкурентный пакет льгот, карьерные перспективы и т.д.).
- Стремление делать больше, чем требуется. Когда члены команды знают, что их старания будут отмечены и вознаграждены, то они чаще проявляют инициативу и больше вовлечены в рабочие процессы.
Примеры вопросов:
- Планируете ли вы продолжать работу в компании в ближайшие 2 года?
- Часто ли вы задумываетесь о смене работы?
- Мотивированы ли вы на выполнение работы, выходящей за рамки стандартных должностных обязанностей?
Создайте свой опрос
любой периодичности и формата или выберите из лучших мировых шаблонов Happy Job
Получить демоeNPS
eNPS (Employee Net Promoter Score) — это индекс чистой лояльности, который отражает уровень удовлетворенности сотрудников условиями труда. Этот инструмент особенно полезен в ситуациях, когда надо предположить, будут ли успешными изменения в компании. Чем выше показатель eNPS, тем с большей вероятностью команда положительно воспримет нововведения.
Вопрос для оценки eNPS:
Готовы ли вы рекомендовать компанию как потенциального работодателя друзьям?
mNPS
mNPS (Managerial Net Promoter Score) — это индекс лояльности сотрудников к руководителю. Лояльность проявляется в доверии к решениям начальника и восприятии его как сильного лидера, который способен поддержать и направить. Если показатель mNPS ниже 0 или находится в диапазоне от 0 до 10, значит, в компании руководители больше препятствуют эффективной работе команды, чем способствуют ей. Низкие значения говорят о риске высокой текучести и снижения качества товаров или услуг.
Вопрос для оценки mNPS:
Готовы ли вы рекомендовать друзьям работать с вашим непосредственным руководителем?
Оценка 360
«360 градусов» — метод, при котором сотрудник получает оценку от своего ближайшего рабочего окружения (коллег, руководителей, подчиненных, внутренних и внешних клиентов и пр.). Также этот способ предполагает самооценку и может включать даже фидбэк от клиентов.
Опрос 360 нужен для:
- оценки «мягких» навыков специалиста;
- определения направления развития сотрудника;
- формирования кадрового резерва;
- анализа управленческих компетенций руководителя.
Примеры вопросов:
- Предлагает ли сотрудник идеи по улучшению процессов и способствует ли их реализации?
- Поддерживает ли сотрудник коллег, помогает ли им в решении задач, даже если это напрямую не входит в его обязанности?
- Выполняет ли сотрудник работу и задачи качественно?
- Как вы оцениваете эффективность сотрудника?
Пульс-опросы
Пульс-опрос — это ограниченный набор вопросов для постоянного мониторинга проблемных метрик. Обычно его проводят в промежутке между большими ежегодными исследованиями, но не раньше двух месяцев после их окончания. С его помощью можно оценить, например, риски выгорания и увольнения сотрудников, удовлетворенность и настрой персонала.
Пульс-опрос позволяет оперативно реагировать на проблемы в компании, своевременно внедрять улучшения и корректировать HR-стратегию. Он также дает членам команды понять, что работодатель ценит их мнение и действительно принимает меры на основе обратной связи. Это формирует доверие к опросу и привычку честно высказываться.
Примеры вопросов пульс-опроса по выгоранию:
- Насколько стресс на рабочем месте влияет на ваши настроение и поведение вне работы?
- Насколько вы эмоционально удовлетворены своей работой?
- Чувствуете ли вы свою значимость как члена команды?
Событийные опросы
Событийные опросы проводятся, когда надо оценить ключевые этапы жизненного цикла сотрудника в компании, такие как наем, онбординг, обучение и увольнение. Организации используют полученную информацию для улучшения процессов и формирования позитивного опыта персонала.
Примеры вопросов для оценки качества корпоративного обучения:
- Насколько проведенное обучение было полезно для вас?
- Каких целей вам удалось достичь благодаря обучению?
- Был ли преподаватель профессиональным и компетентным?
Также по теме
Как проводить опросы сотрудников
Каждая компания выбирает способ проведения корпоративных опросов в зависимости от целей исследования, численности персонала и бюджета. Рассказываем про самые популярные форматы.
Бумажные опросы
Бумажное анкетирование больше всего подходит для сотрудников производства, у которых, как правило, нет корпоративной почты и учетных записей для участия в онлайн-опросе. В остальном же этот способ уступает альтернативам, поскольку требует значительных ресурсов (на составление, сбор, обработку и анализ бумажных анкет уходит много времени и усилий) и вызывает сомнения в анонимности — люди могут бояться, что их вычислят по почерку. К тому же есть риск повреждения или потери бланков.
Сервисы для опросов
Процесс сбора обратной связи от персонала упрощают онлайн-сервисы для опросов. Они позволяют быстро собрать большой объем данных и сразу увидеть результаты, а сотрудники могут заполнять анкету в удобном для них месте и в удобное время. Однако анализировать полученную информацию HR-специалисту придется самостоятельно. Кроме того, такие сервисы подходят только для простых опросов и небольшого числа участников — с глобальными исследованиями в корпорациях они не справятся.
Онлайн-платформы
Наиболее эффективный инструмент для проведения опросов персонала — специализированные платформы для корпоративных исследований, такие как «Опроскин». Вот несколько ее ключевых преимуществ:
- На платформе представлены готовые опросы всех форматов (ежегодные, пульс-опросы и событийные) для оценки буквально всех элементов рабочей среды от удовлетворенности зарплатой и качеством ДМС до восприятия изменений и эффективности удаленной работы.
- В анкете можно корректировать формулировки или добавлять вопросы в соответствии с потребностями компании.
- Опросник содержит иллюстрации и анимацию — эти элементы геймификации упрощают восприятие вопросов и снижают когнитивную нагрузку на респондентов.
- В исследованиях есть поля для ответов в свободной форме, где сотрудники могут анонимно или открыто поделиться переживаниями и идеями.
- Платформа оснащена всеми необходимыми инструментами HR-аналитики — это позволяет экономить ресурсы на обработку полученных данных.
Примеры вопросов для оценки work-life balance на платформе «Опроскин»
Как работать с результатами опросов
Если компания формально проводит опросы и ничего не предпринимает по их итогам, команда теряет доверие к этому инструменту, поскольку не видит результатов. Поэтому задача руководства и HR-службы — не просто запустить исследование «для галочки», а показать персоналу, что его мнение важно и оно действительно учитывается.
После обработки данных опроса необходимо проанализировать информацию, разработать план по внедрению изменений и обязательно поделиться результатами и планами с сотрудниками. Перед следующими итерациями опроса важно показать, что из запланированного было реализовано — так команда поймет, что может честно высказываться, ведь это только во благо рабочей среде.
Резюме
Регулярные опросы персонала помогают компании создавать лучшую корпоративную культуру, усиливать HR-бренд, своевременно отслеживать настроения и удовлетворенность сотрудников, обеспечивать комфортные условия труда, тем самым повышая вовлеченность и продуктивность команды.
Каждой организации рекомендуется ежегодно проводить глобальные исследования вовлеченности и лояльности, мониторить проблемные зоны с помощью пульс-опросов и собирать обратную связь по итогам конкретных событий — адаптации, обучения, увольнения и т.д. При этом важно внедрять реальные изменения по результатам опросов — только тогда можно добиться доверия персонала к этому инструменту.