Развитие и продвижения HR-бренда компании
Запросить демо

Что такое HR-бренд

Happy Job
11 января 2024

Успех компании во многом зависит от ее способности привлекать и удерживать таланты. Для этого необходимо создать сильный HR-бренд, который будет выделять вашу организацию среди конкурентов. В этой статье поговорим о том, что такое бренд работодателя, из каких элементов он состоит, для чего нужен и как его сформировать.

Содержание статьи:

Задачи HR-брендинга

Бренд работодателя — это образ компании, сформированный в сознании ее сотрудников и соискателей. Он включает в себя все аспекты взаимодействия организации с персоналом: условия труда, корпоративную культуру, соцпакет, возможности для профессионального роста и развития.

HR-бренд
Преимущества сильного HR-бренда
HR-бренд
Преимущества сильного HR-бренда

Развитый бренд работодателя помогает:

  1. Привлекать таланты с помощью узнаваемого образа компании, карьерных перспектив, льгот и бенефитов.
  2. Удерживать сотрудников благодаря формированию чувства принадлежности к организации и ее миссии.
  3. Снижать текучесть кадров, а также повышать уровень вовлеченности и лояльности специалистов к работодателю.
  4. Увеличивать скорость закрытия вакансий в 2 раза.
  5. Мотивировать персонал к достижению общих целей организации и развитию профессиональных навыков.
  6. Улучшать репутацию компании на рынке с помощью развитой корпоративной культуры, ценностей и принципов.
HR-брендинг
Сильный HR-бренд сокращает время на наем специалистов

Структура и ключевые элементы HR-бренда

HR-бренд состоит из трех компонентов. Каждый из них формирует имидж компании и помогает привлекать и удерживать таланты.

Внешний HR-бренд

Внешний бренд работодателя ориентирован на потенциальных соискателей. Его задача — предоставить полную информацию о работе в организации и ее ценностях с помощью различных инструментов: корпоративного сайта, присутствия в соцсетях, рекламы, участия в профильных конференциях и т.д.

Чтобы внешний HR-бренд был узнаваемым и хорошо воспринимался, важна его айдентика — название, логотип, цвета, смыслы, идеология и прочее. Визуальное и вербальное представление бренда позволяет потенциальным кандидатам узнать организацию даже без знакомства с ней.

Внутренний HR-бренд

Внутренний HR-бренд — это то, как компания общается с сотрудниками. Как правило, в коллектив приходят специалисты с разным опытом, привыкшие к разным нормам коммуникации на предыдущих местах работы. Эта ситуация требует воздействия.

Один из востребованных инструментов формирования корпоративной культуры общения — Tone of Voice (тон голоса). Это прописанные стандарты коммуникации (например, как принято обращаться в компании: на «ты» или на «вы»), реакции на непредвиденные или неприятные ситуации и т.д. Tone of Voice должен в первую очередь транслироваться руководством — от высшего до линейного — только тогда получится сформировать внутреннюю культуру общения.

Ценностное предложение (EVP)

EVP — это набор преимуществ, которые делают работу в компании привлекательной. Ценностное предложение для сотрудников формируется из компонентов (атрибутов) — их набор зависит от сферы деятельности компании и профессий и включает в себя не только финансовые стимулы (зарплата, премии и бонусы), но и нематериальные преимущества (гибкий график работы, внутренние программы обучения и менторства, комфортные условия труда, корпоративная культура).

EVP
Соискатель слушает о преимуществах работы в компании с сильным HR-брендом

EVP как часть HR-бренда

Эффективное EVP помогает компании выделиться среди конкурентов и привлечь талантливых специалистов, которые разделяют ее ценности и готовы стать частью команды. Однако качественное EVP требует тщательного анализа потребностей и предпочтений сотрудников, а также понимания того, что именно делает фирму уникальной. Сотрудники захотят работать в организациях, которые не просто говорят о своей цели, а на самом деле живут ей.

5 составляющих EVP, которые помогают привлекать и удерживать таланты:

  1. Оплата, условия труда, льготы.
  2. Карьера.
  3. Культура.
  4. Лидерство.
  5. Смыслы.

Необходимо закрыть потребности сотрудников в профессиональном, карьерном, финансовом развитии и создать экологичную атмосферу внутри коллектива.

Кроме того, ценностное предложение должно быть адаптивным, чтобы учитывать изменения на рынке труда и предпочтения сотрудников. Например, в условиях пандемии COVID-19 многие компании перешли на удаленку. Это потребовало пересмотра некоторых аспектов EVP, таких как гибкость рабочего графика и возможность работать из дома.

Что дает хорошее EVP:

  • привлечение и удержание опытных специалистов;
  • укрепление внутреннего и внешнего HR-бренда;
  • снижение текучести кадров;
  • формирование ценностей и культуры организации;
  • сокращение затрат на наем.

При создании EVP помните, что соискатель выбирает компанию исходя из своих целей. Поэтому ценностное предложение должно ответить на вопрос кандидата: для чего он устраивается в вашу организацию.

Этапы создания HR-бренда

Формирование бренда работодателя состоит из нескольких этапов:

  1. Оцените текущее состояние HR-бренда: изучите, что думают о компании действующие сотрудники. Полученная информация позволит выявить сильные стороны, которые можно использовать для формирования ценностного предложения, и узкие места организации.
  2. Сформулируйте EVP (Employee Value Proposition, ценностное предложение для сотрудников) — определите, что делает вашу компанию уникальной и чем она интересна для соискателей. Помните, что EVP должно быть правдивым.
  3. Создайте привлекательный имидж. Разработайте Tone of Voice, цветовую схему, шрифты, графику и другие элементы, которые будут отражать компанию и ее культуру.
  4. Изучите HR-бренды конкурентов — это поможет понять, что привлекает кандидатов и сотрудников, а также выявить собственные зоны развития.
  5. На основе анализа рынка сформируйте стратегию HR-брендинга, определите каналы коммуникации и инструменты продвижения.
  6. Развивайте вовлеченность и лояльность сотрудников. Создайте условия для комфортной работы в компании. Например, убедитесь, что персонал знает условия для повышения.
  7. Расширяйте комьюнити амбассадоров бренда. Участие сотрудников-амбассадоров в отраслевых мероприятиях позволит представить HR-бренд широкой аудитории в выгодном свете, укрепить репутацию компании и привлекать таланты, разделяющие ее ценности.
  8. Рассказывайте свою историю. Заведите аккаунты в соцсетях и пишите о команде, достижениях и о том, как вы вкладываетесь в своих сотрудников. Это поможет убедить кандидатов, что ваша компания — хорошее место для работы.
  9. Развивайте внутренние программы обучения. Дайте специалистам возможность строить карьеру в компании. Обучайте руководителей эффективному управлению командой.
  10. Участвуйте в отраслевых мероприятиях: выставках, конференциях, круглых столах и т.д. Подобные активности позволяют продвигать HR-бренд и привлекать лучших специалистов.

Важнейшая составляющая HR-бренда — вовлеченное руководство. Руководитель формулирует концепцию и ценности компании, обозначает глобальные цели и сроки, в которые они должны быть достигнуты. Всем этим необходимо заниматься лично.

Оценка эффективности HR-бренда

Как определить эффективность ценностного предложения и HR-бренда? Спросите сотрудников о сильных сторонах и зонах развития вашей организации. Удобнее всего для этого использовать короткий автоматизированный опрос на онлайн-платформе «Опроскин». Так вы получите релевантные ответы и не будете тратить время на подготовку анкеты, сбор и трудоемкий анализ данных.

Опросник содержит вопросы по ключевым факторам рабочей среды: оплата труда, отношения в команде, эффективность и компетенции руководителя, возможности для карьерного роста, удовлетворенность льготами и т.д.

Исследование поможет определить:

  • что нужно для привлечения лучших специалистов;
  • что важно для удержания сотрудников;
  • как HR-бренд поможет в этих вопросах.
Примеры вопросов для оценки HR-бренда и EVP на платформе «Опроскин»

Преимущества платформы «Опроскин»:

  • возможность использовать готовую анкету или кастомизировать ее под потребности компании;
  • геймификация (анимация и иллюстрации) в вопросах снижает когнитивную нагрузку на респондентов;
  • мощные инструменты HR-аналитики сокращают время на сбор и обработку данных;
  • 100% анонимность для получения честных ответов, а значит, релевантных результатов;
  • простота и скорость опроса — заполнение короткой анкеты занимает не более 5-10 минут.

Опросы оптимально проводить один или два раза в год. Так у вас будут данные об эффективности бренда работодателя и достаточное количество времени для внедрения необходимых изменений. Опрос можно включить в контур ежегодного исследования вовлеченности или проводить отдельно.

Создайте свой опрос

любой периодичности и формата или выберите из лучших мировых шаблонов Happy Job

Получить демо
Создайте свой опрос

Примеры сильных HR-брендов

Google

Когда мы говорим о привлекательности бренда, первым на ум приходит пример компании Google. Корпорация известна своей культурой открытости и сотрудничества, продуманным офисом и большим количеством льгот, что делает ее привлекательной для соискателей. Какие бенефиты есть у персонала самого известного IT-гиганта:

  • 4 недели в году можно работать откуда угодно;
  • консультации one-on-one с финансовыми экспертами;
  • оздоровительные центры на территории офиса;
  • доступ к приложениям по поддержке психического здоровья;
  • программа менторства Googler-to-Googler (Googler — сотрудник Google);
  • мастер-классы по рисованию, кулинарии и т.д.
  • компенсация обучения в вузах для студентов.

И это только малая часть преимуществ работы в корпорации. А еще в Google обожают собак. Во многих офисах компании по всему миру есть правила, позволяющие сотрудникам приводить на работу своих питомцев. Считается, что они помогают снижать уровень стресса и хозяину, и его коллегам.

Собачники даже объединились в сообщество под названием Dooglers (Googler + dog). Те, кто работают из дома, рассказывают о любимцах и их умениях на тематических онлайн-встречах. В них также участвуют представители собачьих приютов, которые ищут хозяев для подопечных. Эта инициатива способствует тому, что многие члены команды Google берут себе собак из приютов и постоянно помогают таким организациям.

Компания также продает брендированный мерч для собак на сайте Doogler Mewgler.

Собаки в офисах Google
Сотрудники Google приводят на работу своих собак
Сотрудники Google приводят на работу своих собак

Tesla

В 2022 году офисы компании по всему миру получили 3,6 миллиона резюме — интерес к деятельности Tesla находится на рекордно высоком уровне. Работа в Tesla позволяет специалистам быть причастным к экологически чистым технологиям и проектам, которые меняют мир к лучшему. Своим сотрудникам корпорация предлагает:

  • финансовую помощь в случае возникновения внезапных проблем;
  • скидки на продукцию и бесплатную зарядку электромобилей;
  • компенсацию питания, фитнеса, мобильной связи и т.д.;
  • конфиденциальные программы ментального здоровья;
  • и многое другое.

Tesla поощряет открытое обсуждение всех вопросов и проблем, которые волнуют сотрудников, поскольку только так можно эффективно их решить. Для этого есть специальный сервис Tesla Integrity Line («линия честности Tesla»). Он доступен для членов команды, подрядчиков и поставщиков, работает круглосуточно и поддерживает 60 языков.

С его помощью можно открыто или анонимно сообщить о неудовлетворенности льготами, зарплатой, о нарушении кодекса деловой этики и какой-либо из политик компании и прочем в соответствующий отдел: кадрам, юристам, руководству и т.д. После обращения пользователь получает номер доступа и пароль, по которым отслеживает ход рассмотрения заявки на корпоративном портале. Решение должно быть принято в течение месяца.

Команда Tesla
Команда Tesla

Netflix

Компания заботится о потребностях команды и предлагает льготы, которые повышают производительность. Например:

  1. У специалистов нет строго определенных часов работы с 9 до 17, а также графиков отпусков. Сотрудники могут брать их, когда чувствуют, что им нужен перерыв. В Netflix считают, что работать надо умнее, а не больше.
  2. Программы психологической поддержки для специалистов и их близких: доступ к практикам осознанности и медитации, а также к бесплатным консультациям и занятиям с коучами.
  3. Ежегодно персонал определяет, какую часть зарплаты он хочет получить в деньгах, а какую — в опционах на акции компании.
  4. В Netflix нет положения о командировках и лимита расходов на поездки, деловые встречи и подарки партнерам. Главное, чтобы все это было в интересах работодателя.
  5. Netflix предоставляет поддержку сотрудникам при релокации — команда Talent Mobility поможет решить все трудности, связанные с переездом в другой город или страну.

В 2018 году компания запустила глобальную кадровую программу WeAreNetflix («Мы — Netflix»). Инициатива направлена на привлечение, удержание и мотивацию талантов, создание привлекательной внутренней культуры и усиление HR-бренда. Программа включает множество мероприятий и проектов для поддержки персонала, а также улучшения его опыта работы в Netflix. Один из них — одноименный подкаст, в котором члены команды рассказывают о своей деятельности и корпоративной жизни.

Резюме

HR-брендинг — это важный инструмент для привлечения, удержания и мотивации сотрудников. Он способствует формированию привлекательного образа компании на рынке труда, улучшает репутацию, стимулирует персонал на достижение общих целей. Чтобы создать успешный HR-бренд, нужно определить цели, провести анализ конкурентов, разработать EVP и стратегию продвижения, а затем использовать эффективные инструменты для ее реализации.

Для оценки эффективности HR-бренда и EVP рекомендуется 1-2 раза в год проводить опрос персонала, чтобы определить текущие преимущества и узнать, что можно изменить или внедрить для улучшения бренда работодателя.

Вам может понравиться

Чтобы развиваться, каждый бизнес должен быть «на связи» со своими клиентами. Одна из площадок для сбора обратной связи от покупателей – соцмедиа. Поговорим о том, как наладить диалог с клиентами в социальных сетях.
Один из способов наладить коммуникации внутри компании – заставить сотрудников относится к своим коллегам, как к клиентам. Разбёремся, кто такой – внутренний клиент, и как внедрить эту философию в компании.
Опросы – отличный инструмент для получения обратной связи от команды. Однако не каждый внутрикорпоративный опрос стоит доверять онлайн-конструкторам. Разберёмся, что с ними не так.
Читать другие материалы >